Вы здесь

Планы, цели и безопасность во фрирайде.

Сегодняшний субботний монолог на свободные темы я хочу посвятить братьям-фрирайдьям и разобрать очень частую ситуацию в которой я вынужден волею профессиональных судеб находиться по несколько раз за сезон совершенно без малейшего на то согласия. Слава Богу мне хватает сил с ней успешно бороться, но я хочу ее разобрать и определить ошибку с надеждой на то, что фрирайдный разум проснется и начнет работать во благо, а не вопреки.

Я хочу поговорить о катальных планах, их сочетании с целями катания и условиями безопасности. О том, что часто катальщики ставят свои планы выше банальных элементарных правил безопасности рискуя и собой и окружающими. Давайте начнем с определения простых, но типичных ситуаций с проявлением деструктивного отношения катальщиков к катанию с которыми я постоянно в своей катальной практике сталкиваюсь:

Катала-отпускник - самая распространенная ошибка суть которой в том, что "у меня отпуск два раза в год: один на море с женой, второй в горах на лыжах - я должен откатать все, каждый день! Я приехал кататься, а не сидеть!" - знакомо? И, рядом с этим типом катал есть еще один тип. План ценой в жизнь - "я год планировал как и какой склон я проеду и я реализую этот план любой ценой!". Объединяет таких ребят то, что их планы и их отпуска стоят выше всего что есть в горах кроме них. Выше погодных условий, выше условий видимости, выше лавинной обстановки: я приехал катать - я должен катать! Их не волнует то, что снегу, погоде и прочим природным явлениям в горах на их планы наплевать. Они будут катать в любых условиях не задумываясь ни о безопасности, ни о смысле катания.

Каталка как процесс - менее опасная, но не менее редкая категория катал. Основная особенность таких ребят в том, что они не задаются вопросами "зачем я катаю?", "для чего я катаю?", "как я катаю?", "где я катаю?". Им важно просто катать как угодно, где угодно и с кем угодно. Важно просто накатать время наката, километраж наката, сделать максимум спусков, убиться до полусмерти катанием... Показатели эффективности катания только количественные и ни одного качественного.

В чем же ошибки и как же правильнее?

Правильно или нет - не совсем корректная постановка вопроса. Ошибки - тоже не совсем верно. Каждый определяет для себя что правильно, а что нет. Для катающих на количество и ски-турящих в условиях повышенной лавинной опасности ради плана правильно именно так как они делают. Я не стану говорить как правильно, скажу как я понимаю правильно для себя.

Я тоже люблю планировать свое катание. Планирую его иногда годами. Изучаю регионы катания, маршруты, смотрю карты, читаю обзоры и описания. Но, приехав на местность я никогда не начну реализовывать план, даже если все будет спланировано до метра, без изучения текущей снего-погодной обстановки, до анализа состояния команды, до проверки всех обстоятельств плана. У меня есть масса планов которые не могут реализоваться уже несколько лет только потому, что то нет видимости и идти на маршрут нет никакого смысла, то лавинная опасность зашкальная и идти нельзя, то команды нет или ее уровень не тот. И я не переживаю по этому поводу. Я считаю, что если не получается катнуть то что запланировано, то можно катнуть то что не запланировано, но то что можно катнуть по текущим условиям, и получить тот же эмоциональный результат.

Для меня, и я считаю это правильно, самый важный критерий оценки эффективности катания - эмоции. Если есть яркие положительные эмоции то каталка удалась. Эмоции могут быть от проезда по сложной линии, но могут быть и от веселого проезда по простой. Могут быть от хорошего состояния снега. Могут быть просто от компании и от сочетания катания и общения, от атмосферы. И точно ярких положительных эмоций не может быть от катания в тумане когда ничего не видно и приходится убивать ноги отрабатывая весь рельеф снега. Не может быть при катании при высокой лавинной опасности когда боишься сделать лишний шаг. Не может быть когда ты постоянно тянешь за собой людей которым катание в текущих условиях не в радость и постоянно есть риск что придется вытаскивать их на себе. Условий в которых получить удовольствие нельзя очень много и при их существовании в текущий момент времени я всегда склонен отказаться от катания совсем.

Мне не понятно как можно ради плана переться ски-туром на гору в туман при котором не видно ничего, не понятно куда ехать и точно понятно, что спуск будет номинальным. Зачем? Ради галочки в послужном списке? Ради возможности прихвастнуть? Ну если точно понятно, что хорошо прокатиться не получится то зачем пытаться? Мне не понятно зачем кататься по корке и насту? Ну понятно же, что номинально проехать можно, но никакого кайфа гарантировано не будет. Зачем тогда начинать? Не, ну понятно, что отпуск ограничен, что на катание выделено только несколько дней, но выделено на катание, а не на борьбу с бедовыми условиями, не на выживание любой ценой ради реализации плана.

Я считаю, что каждый катальщик должен для себя определить что для него есть качественное интересное для него катание, что он хочет от катания, что он любит в катании и что приносит ему удовольствие. Ни километраж, ни количество спусков, ни время катания приносить удовольствие не могут. Каждый катальщик, рано или поздно, а лучше рано, должен перейти от количественной оценки катания к качественной. Должен понять, что один хороший по качественным оценкам спуск может принести больше удовольствия чем неделя каторжного катания эффективного по количественным показателям оценки.

И, самое главное, почему правильно переходить к качественной оценке своего катания - безопасность. Большинство травм и трагедий в катании происходит именно тогда когда катальщики ставят планы и количественные показатели превыше условий катания. "Я приехал - я буду катать несмотря на туман, снег, лавинную обстановку!" - именно с этого и начинается большинство несчастных случаев. Как бы ни ставил человек себя выше природы - природа все равно сильней. И нет тут никакого экстремализма и крутизны. Кататься в обстановке лавинной опасности это идиотизм, а не смелость. Кататься в туман это дебилизм, а не техничность. Кататься по корке это неумение планировать катание, а не героизм. Нет условий для катания которое может принести удовольствие, не сложилось - откажитесь от катания. Организаторы FWT которые точно понимают в сути фрирайда потратив многие тысячи Евро на организацию этапа с легкостью переносят или отменяют старт если погодные условия не позволяют ехать красиво, интересно и безопасно. Может в этом есть какой-то смысл? Задумайтесь.

Проблема горных лыж в векторе обозначенных ситуаций, что в них нет условий катания в который физически ни как нельзя кататься. Как-то на лыжах можно ехать всегда если есть хоть какой-то снег. И это все и определяет в отношении катальщиков к процессу. Горнолыжники не умеют ждать погоду для катания. Этому нужно и можно научиться, например, у кайтеров. Там все просто - нет ветра и кайт не летит. Плевать сколько дней у тебя отпуск, плевать на твои планы: нет ветра - нет катания. И остается только сидеть и ждать ветра пытаясь получать удовольствие от некатальных радостей. Близится лето и я настоятельно рекомендую все лыжникам попробовать кайт, как минимум, для того, чтобы научиться отказываться от катания если нет погоды подходящей для катания. Это очень и очень полезный навык.

Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектаций, технических характеристик, а также стоимости товаров и услуг носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Права на материалы принадлежат редакции сайта и защищены законом (насколько это возможно). Копирование материалов разрешено с указанием ссылки на оригинал (активной).
Реклама на сайте... | Обмен статьями... | Статьи партнеров... | Сказать спасибо...