Каждый лыжник хотя бы раз в жизни попадал на ледяной склон или на кусок ледяного склона. Обычно, начинающие лыжники в такие моменты испытывают остро-дискомфортные ощущения и полное непонимание как быть и что делать. И, как правило, большинство рекомендаций "бывалых" не приносят должных и ожидаемых результатов. Давайте попробуем понять в чем причина сложности катания на горных лыжах по льду и как быть при попадании на  ледяной участок склона.

Скажем сразу, лед это совершенно неприятная история даже для опытных лыжников. И кататься по льду получая удовольствие достаточно сложно. Но, научиться преодолевать такие участки без травм и падений все же можно. Итак, давайте по-порядку.

Сложность катания по льду в том, что канты лыж не держат и начинается неконтролируемое проскальзывание лыж по склону. А самое мерзкое при таком проскальзывании в том, что оно происходит рывками и можно получить неприятные ощущения в спине. Иногда это приводит к легким, но очень болезненным травмам в виде растяжения мышц. 

Почему так происходит? Причина проста. Происходит такое проскальзывание не по причине тупых кантов или мягких лыж, а по причине неправильного направления силы действующей на лыжу. Если вы едете на лыже так чтобы ваши лыжи скользили вдоль траектории вашего движения и на лыжу действовала только центробежная сила возникающая в результате вашего движения по дуге, а именно такое движение и есть резаный поворот или карвинг, то вероятность возникновения проблем при прохождении ледяного участка у вас скорее всего не возникнет. В таком варианте лыжа врезается в склон потому как движение идет вдоль линии канта и кант как нож режет лед и в него врезается. В результате лыжа некоторым образом зацепляется за склон достаточным образом чтобы выдержать давление на нее центробежной силы. 

Проблема возникает тогда когда на лыжу действует сила большая чем лыжа готова удержать. Откуда берется эта сила? Она появляется тогда, когда к центробежной силе прибавляется ускорение свободного падения которое направлено не вдоль направления движения лыж, а поперек. Для того чтобы это понять я вам нарисовал картинку. На картинке изображены два варианта: вариант 1 это движение лыж строго по резаной траектории, а вариант 2 это движение при котором лыжа находится под углом к траектории движения. Движение изображенное в варианте 2 мы называем поворотом с проскальзыванием лыж.

В итоге имеем, что при движении по льду, надо ехать так, чтобы ваши лыжи были направлены строго по направлению вашего движения и не скоблили склон и тогда вероятность проскальзывания минимальна.

Вот простые правила катания по ледяным склонам:

  • снижайте скорость до выезда на ледяной участок. Планируйте движение так чтобы на ледяном участке не совершать маневров и торможений.
  • при выезде на ледяной участок не совершайте резких маневров и движений: поворачивайте плавно, не тормозите.
  • Если надо повернуть то делайте это плавно. 
  • При срыве лыж с траектории не пытайтесь их загрузить, не давите на них, не упирайтесь в снег - расслабьте ноги, разгрузите лыжи, верните лыжи в положение до срыва и начните маневр заново.

Катайтесь по ледяным участкам так же как вы едите на машине по скользкой дороге - никаких резких движений и торможений!