У горнолыжных ботинок есть множество всяко разных характеристик и особенностей. Естественно, что все ботинки делаются для чего-то конкретного. Чтобы выбрать оптимальные ботинки достаточно понимать две вещи: что вам от них надо в катании и чем отличаются ботинки разных типов. Сейчас разберемся с тем какие они бывают и в чем основные отличия.

Все ботинки разделяются на группы по назначению и особенности назначения формируют конструктивные особенности ботинок. Групп не много и все отличия совершенно логично объяснимы и понятны. Давайте пройдемся по основным и разберемся с характерными особенностями и какими должны быть "правильные" ботинки в каждой группе..

Самая первая группа ботинок - прокатные или одноразовые ботинки.



Начинаем с нее потому как у большинства лыжников катание начинается именно с таких ботинок. Это макет ботинок основное качество которых - подойти каждому клиенту в прокате. Ноги у всех разные, а возможности проката ограничены и надо иметь такие ботинки которые подойдут по ноге любому человеку не создавая ему неприятных ощущений. Все остальные параметры ботинок в таком случае совершенно не учитываются производителем. Один - два раза покататься в таком ботинке можно, но покупать себе чтобы кататься в таких постоянно точно не надо. Не смотря на то, что ноге в них удобно. Основной признак таких ботинок - комфорт и жесткость до 80. Покупать такие ботинки нельзя. Нет никакого смысла. Совсем быстро они разболтаются и перестанут фиксировать ногу, что не только будет мешать управлять лыжами, но и будет создавать угрозу получения травм.

Трассовые ботинки.



Ботинки для катания по подготовленным трассам на трассовых жестких лыжах. Ценность такого ботика в плотной и жесткой фиксации ноги и точной передаче давления на лыжу. Ботинок должен быть жестким и надежно фиксировать ногу. Колодка в таких ботинках делается узкой для фиксации, внутренний валенок тонким для точности управления, а голенище жестким для передачи усилия. Удобства в таких ботинках минимальное количество и чаще всего их приходится подгонять под ногу лыжника индивидуально. Но, при таком катании, оно того стоит. Выбирать такие ботинки стоит максимальной жесткости потому как именно в жесткости есть их ценность. Нормальная жесткость начинается от 110-120 и выше. Все что меньше это скорее маркетинг. Жесткости в данном случае не стоит бояться и даже новичку нужно выбирать большую жесткость. Никак жесткость не повышает ни травмоопасность, ни сложность в управлении лыжами, ни дискомфорт - правильно подобранный и подогнанный по ноге жесткий ботинок удобен и эффективен в катании.

Ботинки для фрирайда.



Катание вне трасс характерно тем, что лыжнику приходится долго находится в ботинках без возможности передохнуть и согреться в кафе или на подъемнике и ботинок должен быть удобным, приходится много ходить и лазать и ботинок должен быть не только теплым, но и легким. В катании с одной стороны ботинок должен передавать усилия на лыжу для точного управления, с другой стороны амортизировать удары от встреч с неровностями рельефа. Ведь целине ратраком не готовят и встретить неприятный "подснежник" тут дело обыденное. Ботинки для фрирайда делаются широкими с толстым внутренним валенком, достаточно жесткие на боковое сгибание и помягче в продольной оси, легкими и с мягкой и цепкой подошвой для эффективного перемещения по камням.

Универсальные ботинки.



Далеко не все лыжники могут точно определиться чего же они хотят в катании и для таких делаются универсальные ботинки которые совмещают основные свойства трассовых ботинок и плюсы фрирайдных. У таких ботинок средняя колодка, жесткое голенище, цепкая подошва, они теплые и удобные. Но, так же есть и минусы: они тяжеловаты для фрирайда, жестковаты для ходьбы и в агрессивном трассовом про-спортивном катании нога в них может болтаться. Но, зато, они позволяют кататься долго и комфортно. Нормальная жесткость для такого тпа ботинок начинается от 100 и выше.

Парковые ботинки.



В парке никакого управления лыжами нет и жесткость ботинка совершенно ни к чему и потому такие ботинки обычно мягкие и жесткость не превышает 100. Но есть много ударов в ноги на приземлениях после прыжков. Вот именно с амортизацией приземлений и работают данные ботинки. В них все сделано именно и только для мягкого приземления. Для катания в классическом понимании катания такие ботинки выбирать точно не стоит. Достаточно часто встречаются универсальные ботинки парк/фрирайд предназначенные для фристайла в целине. Они делаются существенно жестче парковых, но все равно катальные их качества будут уступать ботинкам сделанным для катания.

Бэк-кантри и ски-тур.



Ботинки для ски-альпинизма в которых катание стоит на последнем месте в листе ценностей. Это легкие и удобные для передвижения по горной местности ботинки с возможностью пристегивания к ногам лыж для подъема и, возможного, спуска. Точно не для катания и точно для тех кто понимает что это и зачем.

Какие ботинки выбрать? Как и весь инвентарь ботинки нужно выбирать под конкретное катание. Начинать надо с определения пожеланий к ботинкам и формализации требований. Что именно вам в именно вашем катании нужно от ботинок? Какие особенности ног у вас есть? Какие проблемные зоны у ног есть? Только ответив точно для себя на все эти вопросы стоит переходить к выбору и примерке.Очень важно при выборе не совершить основных ошибок и не уступить одним ненужным вам качествам ботинка в ущерб нужных. Если вас интересует жесткое трассовое катание то стоит выбирать жесткий плотный ботинок даже если он будет не совсем удобен при примерке и дальше его подгонять под ногу, а не покупать более мягкий, комфортный ботинок с широкой колодкой который в первый же сезон перестанет фиксировать ногу и катание будет испорчено. Если вы планируете кататься в целине, то и выбирайте ботинки именно для фрирайда, не гонитесь за трассовыми качествами ради двух дней карвинга в сезон. Если вы планируете больше кататься и меньше прыгать то и ориентируетесь на катание, а не на парк. Парковые ботинки хороши на приземлениях, но управлять лыжами в катании в них совсем не эффективно - нога болтается и лыжа гуляет.

Это основные типы ботинок и основные правила выбора которые помогут вам сориентироваться в изобилии вариантов на витрине магазина. И помните, как бы в теории вам не нравился ботинок и как бы он вам не подходил по параметрам - ботинок всегда надо мерять долго, точно и внимательно. Иначе никак.

Тоже интересные статьи:

Как выбрать горнолыжные ботинки. Часть 4. Кантинг.

Еще одна немаловажная деталь при выборе горнолыжных ботинок это кантинг.


Как выбрать горнолыжные ботинки. Часть 5. Спойлер.

Выбирая ботинки вам может попастся такая штука как спойлер. Это такая вставка в голенище сзади сверху. Что это, зачем оно и стоит ли ориентироваться на его присутствие в ботинках.


Как выбрать горнолыжные ботинки. Часть 3. Застежки

Ботинки вещь важная. Об этом мы постоянно и говорим и пишем. И при выборе ботинок мелочей нет. Важно все. Даже то, что кажется неважным, не бросается в глаза и не вызает никаких сомнений.