Основные проблемы соревновательного фрирайда в России

Сегодня суббота и я хочу порассуждать на тему спортивного фрирайда. При всех попытках его развития в России: и соревнования есть, и школы проводятся, и гиды есть - все так и остается на уровне местных междусобоев. Почему?

Для понимания основной проблемы достаточно метафорично описать ситуацию которая происходит с российским фрирайдом которого, по-сути, так и не сформировалось вообще.

Рождается ребенок. Растет. Начинает понемногу ходить... Но, родители и родня не желают смириться с тем, что ребенку всего годик. Они считают что они талантливы как никто и ребенок их тоже должен быть талантлив и потому в год он уже должен быть самостоятельной личностью. Но, вот только проблема - ребенок не готов быть самостоятельной личностью. Он не только не понимает как и куда писать, а и не умеет понимать. Он вставать через раз научился, а ходить еще не может. Родители бесятся от того, что он то описается, то упадет, объясняют ему как ему надо быть и что делать... А ребенок - агу-агу... А родители то хотят, что бы все на детской площадке ахнули, чтобы гости то все аплодировали стоя завидуя и восхищаясь талантами ребенка, чтобы его сразу топ-менеджером Газпрома пригласили работать потому, что без него то там ну никак совсем...

Вот с нашим спортивным фрирайдом происходит примерно также. Наш фрирайд еще ребенок находящийся в стадии развития между зачатием и родами. И относиться к нему надо именно как к ребенку не ожидая от него подвигов и не требуя от него ничего сверхъестественного.

Однако, организаторам соревнований понимать этого совершенно не хочется. Хочется чтобы все сразу было круто, чтобы сразу были и про-райдеры и было их много, и зрители чтобы были, и спонсоры... Но, не будет. Не будет ровно потому, что не та стадия развития. Все крутые европейские соревнования по фрирайду тоже проходили эту стадию. Было это давно и не многие это помнят, но оно было.

Как же быть?

Перво-наперво, надо это признать и понять и перестроить свое отношение к спортивному фрирайду поняв, что его нет и нам его надо строить и создавать. А для этого все должно быть направлено именно на развитие и рост, а не на понты и соревновательность. Все правила и законы европейского или американского фрирайда нам не только не нужны, но и вредны. Нам нельзя применять правила судейства и принципы организации FWT на наших соревнованиях. Их правила работают на их уровне, а у нас он другой.

Почему развиваются, например, беговые соревнования? Да потому, что там есть правила для бегущих на результат и правила для бегущих на участие. Там награждают и победителей и участников: финишировал - молодец. Приветствуются именно массовые участники-любители. Организаторы делают все так чтобы участников было больше и независимо от уровня всем было комфортно. И результат налицо - бегут ради участия сотни и тысячи, бег развивается как на дрожжах. Что происходит в соревнованиях по фрирайду. Все наоборот:

- Разделяются зачеты на любители и профессионалы. Это чтобы сразу организовать классовую неприязнь. Чтобы любителя сразу опустить еще до старта, а профессионалу дать почувствовать себя альфа-самцом. 

- Выбираются трассы на которых любителям непросто

- Применяются принципы судейства FWT в которых вообще никакого любительства не предусматривается потому, что они разработаны для судейства профессионалов. И это притом, что даже в профессиональной российской лиге нет никого кто по данным правилам готов быть судим. 

- Участие как участие вообще никак не обозначается и не отмечается, а акцентируется только победа.

В общем, нашему соревновательному фрирайду пока совсем не до соревнований и не до борьбы. Ему еще надо развиваться и рости. И условия его развития должны учитывать данный факт и должны быть составленные индивидуально с учетом реальности, а не просто списанные с Европы без адаптации к текущему состоянию российской индустрии.

Надо уже, наконец-то, понять, что в России слова FWT больше пугают любителей фрирайда, нежели манят и притягивают. Одно дело смотреть на то как они там, а другое дело самому пытаться повторять. Тем более, что школы которые готовы подготовить к участию в соревнованиях не появляются совсем. Да и мотивации участвовать у любителей нет - нет пряника который может поманить и заставить задуматься: "а не подготовиться ли мне и не вдарить участием в соревнованиях по серым будням?"

В итоге, проблема развития фрирайда в России в том, что все действия которые производятся прикладываются не к той точке. Нам надо развиваться с нуля, а наши организаторы соревнований предполагают, что уже есть некий уровень развития. Только вот его то, как раз, и нет. Вот его то, как раз, и надо формировать.

В данном ключе, мне очень нравится то, что делает Сноу.про в своих школах по фрирайду в Шерегеше. Они каждую школу заканчивают внутренними соревнованиями очень доступного уровня, без всякого судейства FWT и разделения на классы любителей и профи. Получается весело, доступно и задорно.

Каждый раз смотрю их видео с данных соревнований и жалею о том, что они закрытые и в них участвуют только участники школы и о том, что они в Шерегеше и никак в них не попасть. Были бы они у нас в нашей половине России с удовольствием можно было бы попробовать совместиться с ними календарем и поучаствовать в их чемпионате своими участниками. Могло бы быть интересно. Но, пока не получается.

Мне кажется, что именно с этого и надо начинать развитие. С доступности, простоты, задора и веселья. А не с про-райдеров которых к тому же и нет.

Другие заметки:

Соревнования по фрирайду - путь развития в России

Сегодня суббота и это время офигительных историй.


Фрирайд в России больше чем фрирайд

В Сочи прошел очередной фрирайд-контест. Или, говоря простым языком, прошли соревнования по фрирайду. Модные, крутые, нарядные... Собрали всех и вся.


Финишировали

Ну что, нервотрепка закончилась. Сегодня таки дали старт и приняли финиш. Утром все было сомнительно и непонятно по погоде, но организаторы приняли стоическое решение и не прогадали.