Что бы я сделал с чемпионатом по фрирайду в России?

Новый катальный сезон принес нам и новый соревновательный сезон во фрирайде. Традиционно для последних пару лет я продолжаю комментировать интересные соревнования по фрирайду в Европе. И, традиционно, мне задают один и тот же вопрос или, точнее, вопросы: а что у нас, а как у нас, а будешь ли комментировать наши соревнования...? И вот я решил ответить один раз тут и, заодно, описать как бы я развивал соревновательный фрирайд в России если бы мне сейчас нужно было бы это делать. Пусть организаторы берут на заметку - мне не жалко. 

Итак, у нас соревновательный фрирайд был и есть. Ему уже достаточно много лет и он пытается развиваться как может. Пока, на мой взгляд, получается не очень хорошо. То есть, никак: соревнования проводятся, участники есть, развития нет. Лидеры примерно одни и те же, уровень примерно один и тот же. Единственное в чем я вижу реальный прогресс, так это в том, что на соревнованиях перестали бить судей, ну, или, я просто не знаю об этом. Ранее, все российские соревнования по фрирайду постоянно сопровождались конфликтами с судьями. Сейчас, вроде как, такого больше нет. Не знаю, то ли это следствие внедрения системы FWQ, то ли просто организаторы перестали с участниками вести диалоги не имеющие в своем развитии конструктивного будущего, не знаю, но о таких фактах давно не слышал.

Почему я его не освещаю и не комментирую и буду-ли? Я его не совсем понимаю. Я не знаю что там происходит и не могу понять правил и целей российского соревновательного фрирайда. Все, что мне попадается о российских соревнованиях, все противоречит моим представлениям о соревнованиях по фрирайду которые у меня сформировались непосредственно на юниорском чемпионате в котором я участвовал как тренер и на FWQ в котором я, совсем немного, но побыл в статусе судьи. Ну никак я не могу понять и разобраться как судят наши судьи, по какой системе и как определяются победители. Сколько не смотрел организаторских пояснений и разъяснений, но ничего не понял. На мой взгляд, единственное общее у наших соревнований и европейских это логотип. Все. Все остальное совсем разное, что и понятно. 

Почему понятно? Скажу на своем опыте. Лично я сам разобрался и проникся сутью судейства только после личного попадания в атмосферу FWT. Только после личного контакта с тем уровнем который там. И уровня даже не того который видно в соревнованиях, у ровня восприятия, подготовленности, осознанности, профессиональной зрелости участников, райдеров, судей... После изучения целей и стратегии развития FWT, вектора изменений, а изменения в FWT идут постоянно, правила корректируются каждый год. И не просто потому, что нашли недостатки и неточности, такое тоже есть, но и потому, что есть определенная стратегия развития фрирайда как спорта. И погрузится и проникнуться этому можно только там. Глядя на наш соревновательный фрирайд я не вижу людей которые туда серьезно погружались. 

Более того, обратите внимание и сами увидите, что у нас в соревновательном фрирайде есть райдеры с международным опытом соревнований и их уровень во всем выше чем у тех у кого такого опыта нет. Опыт FWT это не только соревнования, но и понимание куда и как развиваться, зачем, для чего... Если ты там не был то у тебя и понимания нет. Ты будешь кататься тут в этой среде и будешь думать что ты все делаешь правильно и ты неимоверно крут, но попадая туда ты понимаешь, что по всем параметрам уступаешь: и по планированию проезда, и по проезду, и по отношению к подготовке к соревнованиям. И вот если внимательно посмотреть на организаторов наших соревнований то, ну лично я, не вижу там людей с огромным опытом погружения в FWT и FWQ, не вижу судей которые бы ездили учиться на семинары и проходили аттестации, не вижу в организаторах людей с существенным соревновательным опытом. Одни только представители "горнолыжной индустрии". 

Ну да ладно, на вопрос "Кто виноват?" ответил, пора и к главному вопросу.

Что делать? 

Давайте начнем с проблематичной специфики российского чемпионата, чем он отличается от европейского. А тем, что: 

  • мало участников в целом
  • очень большой разрыв в уровне участников: слабые с трудом едут по горе, сильные реально едут на уровне европейского FWQ.

И эти две проблематичные специфики работают в резонансе: новые участники не появляются, или появляются не в том количестве как хочется, потому, что, а нафига если шансов никаких. Сильные участники не сильно прогрессируют потому, что конкуренции как таковой нет - соревнование происходит строго между собой у хорошо знающих друг друга райдеров. 

Что же делать и как выходить из данной ситуации? А очень просто. Решения давно есть.

  1. Надо разделить лиги в зависимости от уровня и количества участников. Я бы сейчас делил бы на 3: "Старт", "Дебютант" и "Любитель". Ну и отдельная каста "ПРО" и с ними можно разобраться отдельно.
  2. Для каждой лиги определил бы свои критерии оценки проездов и создал бы свои правила в зависимости от того что на уровне лиги мы хотим получить от участников. Все, опять же просто: 
    1. Старт - мы хотим получить уверенное контролируемое скольжение разными типами поворотов. Судим исключительно владение поворотами разного ритма. Участник получает баллы за выполнение связанных поворотов разного радиуса без транзитов и траверс по всей длине склона с использованием рельефа для контроля скорости и обеспечения максимальной флюидности. Штрафы даем за транзиты между поворотами, траверсами, потерю контроля. Дропы вообще не оцениваем никак - хочешь прыгай, но без баллов. 
    2. Дебютант - предполагаем, что кататься уже умеем и хотим развивать работу с рельефом и дропы. Следовательно за это и даем премиальные баллы. Но, страшно караем за контроль. Так же поощряем работу с линией: использование рельефа, осознанное катание, демонстрацию планирования линии и работы с ориентирами
    3. Любитель - максимально приближаем правила к FWQ. Поощряем дропы, но караем за контроль, поощряем скорость, но с флюидностью, поощряем оригинальность линии, но осознанное по ней прохождение. 
  3. Определил бы строгие правила заявок: спортсмен заявившийся в старшую лигу не может выступать в младшей. По итогу сезона некоторое количество лидеров лиги переходят в старшую и продолжают выступать в ней. Райдер выступавший в профессиональных соревнованиях европейского FWQ выступать не может вообще ни в одной лиге - иди катайся в FWQ и FWT и нечего выпендриваться перед любителями.
  4. Соревнования можно проводить и на одном склоне и в один день разделяя склон по зонам по лигам. Так же как делается закрытие опасных зон.
  5. И обязательно бы добавил бы командный зачет. Что бы привлекать инструкторов и гидов которые могут готовить для соревнований своих клиентов. И им есть имиджевый смысл, и клиенту есть цель прогрессировать, и решение об участии так принять легче. 

Что в итоге бы получилось? Получилось бы то, что у начинающих фрирайдеров появился бы стимул начинать соревноваться. Появился бы шанс побеждать. Заявился в Старт и соревнуйся там пока не попадешь в лидеры. А попал значит созрел для движения дальше. Так же со всеми остальными ступенями. Так работает во всех спортах. Например, в хоккее. Я сам играю на уровне Старт и доволен эти потому, что начал заниматься в 40+ лет и точно не буду никогда играть так как играет спортшкольник. Каждая игра с которыми меня унижает и полностью отбивает желание продолжать заниматься. А играя со своими инвалидами в Старте я получаю удовольствие и ощущаю прогресс и развитие. Именно поэтому нам в российском фрирайде и надо первым делом разделить профи от новичков и дать шанс для всех. И тогда будет и интерес и прогресс и развитие. 

Вот так вот вижу ситуацию. Уверен, что если так организаторы сделают то выиграют все. Надо будет только на первые пару сезонов продумать переходный период и все. Ну а далее все пойдет как по маслу. Ну и, конечно же, надо будет организовать свою базу спортсменов и свой нормальный сайт с рейтингами и результатами. Ну это дело техническое. Уверен, что организаторы справятся. Ну и, уверен, что меня организатор соревнований по фрирайду к организации процесса не привлечет никогда и ни за что. на 300% уверен. Будем жрать свой кактус и ходить по граблям в одиночку.