Путеводители во фрирайде - хорошо или плохо?

Сегодня суббота и очередные мысли вслух, На этот раз я, в продолжение истории с горными гидами, позволю себе поразмышлять о фрирайд-маршрутах в горах и вопросе этики их обнородования в открытый доступ.

Начал я такие размышления с того, что мне на глаза попался путеводитель по одному известному горному массиву. О том как он сделан и насколько ценна информация в нем я не стану даже начинать разговор потому, что говорить там не о чем. Это не путеводитель, это совершенно странное изделие пользы от которой намного меньше чем вреда. Единственное о чем информирует читателя этот путеводитель это о полном непрофессионализме его автора. Но, история с частными путеводителями, а их на сегодня появляется все больше и больше, совершенно не интересная и не заслуживает внимания. Намного интереснее совершенно другой вопрос с более высокого системного уровня который возникает при изучении данного рода путеводителей.

Те кто не первый день знаком с нашим проектом легко может заметить, что активно занимаемся фрирайдом мы достаточно давно и снимаем всякого рода видео мы тоже давно. Но, что странно, за все это время имея все необходимое оборудование для съемки мы ни разу не рассказали о маршрутах катания всегда ограничиваясь только общими видами и направлениями. Почему так?

А потому, что по всем нормальным методичкам обучения гидов, если реально этому учиться, первое что должен сделать гид выходя на маршрут: "оценить уровень участников группы и убедиться в том, что он соответствует сложности маршрута". С этого начинается любое катание в условиях диких склонов. И если гид не уверен (достаточно просто неуверенности) в том, что вся группа в состоянии пройти маршрут то он обязан (именно обязан, а не может) прекратить движение по маршруту и на свое усмотрение или изменить его или отменить. Как минимум, меня именно так и учили.

Вот именно по этому первому правилу никакие путеводители недопустимы. Просто потому, что мы не можем определить уровень того кому они попали в руки и какой уровень подготовки будет у данного человека.

В таком случае есть второе и третье правило: "если ты не проверил сам лично и не видел сам лично - этого нет" и "Если ты не проверил уровень участника группы - считай что уровень нулевой". И по данным правилам мы должны понимать, что путеводитель попадет к человеку с нулевой подготовкой. А что случается обычно в горах с людьми с нулевой подготовкой? Не будем о грустном - все знают что с ними случается. Если не знаем то вот отличный фильм:

И вот смотрю я на эти путеводители которые начали как грибы расти на просторах Интернета и думаю: что это, непрофессионализм, отсутствие профессиональной этики или всепоглащающая жадность и страсть наживы?

Вроде бы, авторы вполне профессиональные люди. Есть среди них аттестованные, есть просто давно работающие гидами. Вроде должны понимать, что публикуя маршруты они могут отправить туда кого угодно и что потом будет можно только догадываться что и как там произошло. Или желание привлечь клиентуру и заработать денег настолько сильна, что можно пренебречь правилами безопасности? Но, где тогда граница пренебрежения и есть ли она? Не получится ли потом, что я решив воспользоваться их услугами не попаду в беду по причине их пренебрежения правилами? Ведь мы же все знаем, что все начинается с мелочей.

При этом, я многократно, при попытках обсуждать вопрос обнародования информации о маршрутах, слышал одно и тоже: "ответственности на том кто обнародовал маршрут нет - ответственность только на том кто принял решение идти не будучи готовым. И путеводитель может помочь тем кто все равно решил идти кататься в дикие места пойти туда где безопаснее". И, в принципе, тут есть доля истины тоже. Но, не будь провокационного путеводителя и не было бы соблазна. Так все же, где грань этой ответственности за возможные неприятности и последствия и есть ли она?

Не стал бы я писать столько много слов если бы не было бы четкого ответа и четкой грани. Естественно она есть. Она определена стандартами работы профессиональных гидов. Но, пока эти стандарты у нас не работают потому, что то, что существовало в России активно хоронитс яи заменяется на разного рода красивые, но бесполезные методики, а те рабочие стандарты которые есть за пределами России до нас не доходят. Не доходят потому, что их никто сюда и не пытается принести, а вместо них к нам приносятся сомнительные методики больше направленные на извлечение прибыли нежели на повышение эффективности работы и безопасности. Но про это я уже писал в опусе про гидов и ассоциацию. И, что забавно, отличные стандарты описания маршрутов полностью формализованы и систематизированы и в методиках альпинизма СССР и в методиках UIAA. Не надо ничего придумывать - вернитесь к истокам и примените то, что уже есть. Не надо никаких канадских методик - у нас есть свое отлично работающее. Но... у нас нет пророка в своем отечестве и нам любое дерьмо с надписью "made in ..." становится медом.

Ничего плохого в путеводителях нет если они полностью информативны и содержат в себе всю информацию о маршрутах которые описывают. Если читающий путеводитель может точно понять о всех сложностях которые есть на маршруте и о том, что он должен уметь и иметь с собой из оборудования для прохождения данного маршрута - это отличный путеводитель. Если таковой информации нет, то это провокация. Хорошим примером маршрутного путеводителя является разметка стартовой трассы на соревнованиях по фрирайду на которой отмечены все опасные зоны, указаны входы и выходы на склон, характерные и опасные места на рельефе, потенциально лавиноопасные места и островки безопасности. По таким маршрутным листам очень просто построить маршрут безопасного спуска видя склон первый раз в жизни. Но... К сожалению, и я с этого начинал данный опус, есть ощущение, что авторы российских путеводителей не только не видели никогда даже таких простых маршрутных листов, но и не представляют о том что это такое и как оно делается и работая над своими путеводителями старались сделать красиво, привлекательно и ярко для привлечения клиентов, а не полезно, безопасно и информативно для реального использования. И именно это и говорит о лютом непрофессионализме авторов российских путеводителей и ни о чем более.

Совершенно понятно, что путеводители которые мы сейчас имеем сделаны совершенно не для того чтобы по ним кто-то ходил и безопасно катался, а только для рекламы авторов и для привлечения клиентов к ним. "Смотрите, я знаю все эти горы и смогу вас по ним интересно покатать" - единственно сообщение которое несут эти путеводители. Но, ведь данная задача легко решается другими способами. Вот например:

Лично я вижу тут гидов которые меня могут провести и сам маршрут. Могу оценить сложность маршрута и определить что мне надо для его прохождения. Но я не могу по данному видео пройти данный маршрут сам. Мне придется нанимать гида и идти с ним. Но, даже если я и решусь пойти по маршруту, то информации о нем у меня из данного видео намного больше чем из существующих в России путеводителей.

Какой можно сделать из данной истории вывод? Да очень простой: в российской фрирайд-индустрии пока все очень скверно и с профессионализмом и с этикой. Желание заработать денег любой ценой пока перебивает все нормы и правила, а организуемые структуры и ассоциации только способствуют этому создавая мнимые конкурентные преимущества для их участников, а не среду для развития безопасности и популяризации фрирайда.

Я сам всегда был категорически против описаний и обнародования фрирайд-маршрутов, но, похоже, придется этим заняться просто для того, чтобы создать противовес тому что начинает плодиться и множиться и попробовать задать некий стандарт таких описаний. Правда, по истории с тестами лыж и обзорами с ИСПО, я как-то уверен, что публикация фрирайд-маршрутов с полным описанием породит только волну противостояния и сопротивления со стороны существующих гидов, но никак не конструктивное изменение ситуации с путеводителями. Точно так же как продавцы лыж уже пятый год верещат по всем форумам о том, что наши тесты смотреть нельзя, так же как инструктора уже пять лет вопят по всем форумам о том, что по нашим самоучителям кататься нельзя, так же и гиды заорут о том, что по нашим маршрутам ходить и кататься нельзя. Но, нам то не привыкать, одной Моськой больше, одной меньше - не принципиально. Начнем в новом сезоне думать об этом и если все планы с переездом в Приэльбрусье состоятся то с него и начнем. Места там достаточно и есть куда залезть. Просторы.