Ученье свет! Чему и кому стоит учиться во фрирайде?

Катаясь по подготовленному склону все достаточно просто и понятно: хочешь кататься - катайся, хоченшь кататься хорошо - учись. Понятно чему учиться, как и сколько. Вне трасс все совсем не просто. Катание, безопасность, тактика, первая помощь... и вот попробуй разберись чему, как и где учиться. Сегодня суббота и я решил немного погрузиться в этот вопрос с неформальной точки зрения.

Формально существует только одна официальная точка зрения - учиться надо всему. Ученье - свет! И никак иначе. Но, все мы люди и нам не чужды вариации. Особенно в непростых вопросах к которым вполне можно отнести обучение во фрирайде. И если рассматривать обучение во фрирайде неформально то, оказывается, что все не так просто и линейно. Давайте порассуждаем о том какие есть варианты и как в них ориентироваться и выбирать правильный путь.

Эта тема меня привлекает достаточно давно. Фрирайд как, в некотором роде, официальное направление катания появился в нашей стране достаточно недавно и в нем еще не образовался порядок и понимание и потому все в нем крайне хаотично. В области учебных программ исключений нет - учат все подряд всему подряд и люди не вникая и не ища понимания потребляют учебные программы. Правильно ли это? Скорее нет. Вот и хочется разобраться и внести ясность.

Во фрирайде учебные программы я бы делил на две части: катание и безопасность. К катанию относится все что касается катания и прочего передвижения в горах: альп-техники, ски-тур,... С этой частью все понятно и ей заниматься надо всем кто собирается заниматься внетрассовым катанием. Без этого никуда. А вот с безопасностью все не так просто.

Вопросы безопасности во фрирайде можно, так же, разделить на две части: 
1. Пре-безопасность: Как не попасть в несчастный случай
2. Пост-безопасность: Что делать если попал.

И вот тут начинается изобилие вариаций и совсем не у всех фрирайдеров-любителей получается разобраться что к чему и сделать правильный выбор учебных программ. Как же ориентироваться и делать правильный выбор?

С одной стороны, однозначно понятно, что намного эффективнее и безопаснее не попадать в неприятности чем уметь из них вылезать. Но, изучать только правила "не попадать" не получается потому как риск "попадать" есть всегда и надо точно уметь правильно себя вести в подобного рода ситуациях. И минимальный навык спас-работ должен быть у каждого. Но даже если вы отлично умеете находить попавшего в лавину, оказывать ему первую помощь, транспортировать его до стационарной помощи - все это неприменимо к вам лично и вы себя спасти не сможете никогда. Нужно ли тогда этому уделять внимание и насколько глубоко надо углубляться в изучение вопроса спасательных работ?

Получается, что если вы райдер одиночка и у вас нет постоянной компании с одним уровнем катания и целями катания, то вам достаточно овладеть минимальным уровнем пост-безопасности достаточным для включения в группу для катания. Такой минимум в любой приличной фрирайд-компании или любым приличным гидом будет в обязательном порядке дан в начале работы с группой. То есть, вы вполне можете ничего не уча приехать в группу и гид в первый день вас научит тому, что вам необходимо и достаточно для возможности оказать помощь коллегам по группе. В таком случае гид берет на себя ответственность за безопасность, а не вы. И вот гиду уже надо уметь достаточно хорошо владеть навыками спасения и оказания помощи.

Если вы катаетесь в компании без гида, то ваша безопасность напрямую зависит от навыков пост-безопасности участников группы, а не от ваших. В таком случае учиться что делать "если попали" надо всей группе одновременно отрабатывая практические навыки. Естественно, что кататься, в таком случае, нужно тоже группой в том же составе.

В общем, если вы не планируете работать гидом, руководителем группы или спасателем то вам нет никакого резона и смысла развиваться и обучаться навыкам спасательных работ. Безусловно, если вы научитесь, то вы будете желательным участником любой группы райдеров, но ваша личная безопасность от того никак не повысится, а, скорее, наоборот - участники групп с вашим участием будут понимать, что среди них есть профи и не будут даже думать о развитии собственных навыков оказания помощи.

Всем нацеленным на катание фрирайдерам-любителям намного больше надо практиковаться и развиваться в пре-безопасности и думать о том "как не попасть": учиться анализировать рельеф, строить безопасные линии спуска, запоминать их и уметь ориентироваться на склоне, развивать технику катания и учиться правильному безопасному поведению в групповом катании. Только эти навыки вы можете развиваться сами у себя и только они направлены на повышение именно вашей безопасности.

Все вроде логично и понятно, но только вот странно, что поучиться пре-безопасности в России достаточно сложно, почти никто не предлагает такого рода программ, а вот поучиться пост-безопасности проще пареной репы. Такие курсы повсюду и проводятся регулярно, да и посещаемость на них всегда отличная. Люди идут на них охотно и с интересом. В отличии от курсов по пре-безопасности на которые народ не заманить никакими пирогами. Почему так?