Некоторое время назад ски-тур был недоступной и непостижимой лыжному сознанию субстанцией. В нем все казалось непросто, непонятно и ненужно. Но, стоило придумать крепления которые позволяют турить в обычных лыжных ботах и понеслось. Развитие пошло не по дням, а по часам. А вместе с развитием начали вылезать и решаться разного рода неприятные моменты которые вполне устраивали ски-туристов, но являются источником проблем для фрирайдеров. Одно из таких неудобств - клей на камусах.

Клей на камусах крайне нужное, но и крайне проблемное место. Камуса должны быть плотно и надежно закреплены на лыжах. Иначе под них забивается снег и... Что происходит в этот момент мы разбирать не будем, а поговорим о клее и связанными с его использованием трудностями ибо, отказаться от клеевого слоя между камусом и лыжей не получается.

Клей имеет ряд неприятностей: он со временем сохнет, он пачкается и чистить его невозможно, достаточно один раз его уронить на оттаявшее каменистое место и на него тут же налипают камушки и песок и это трагично, клей требует очень внимательного и аккуратного ухода. Его регулярно надо менять, что тоже достаточно не просто. В общем, штука хорошая, но уход за ним очень хлопотный. Если лыжник-турщик не ругается на клей, то, скорее всего, он просто с ним не имел дела. Но, по итогам новинок представленных на ISPO-2015 в области камусов, можно предполагать, что фрирайдерам вполне возможно избежать проблематики ухода за камусами.

Со следующего сезона совершенно массово компании продающие камуса будут предлагать решение без клея. Вместо клея на них нанесено новое покрытие которое очень напоминает силикон. Покрытие позволяет приклеиваться камус к лыже. Крепление камуса по надежности немного слабей чем клеевое, но вполне достаточное для использования фрирайдерами по назначению. Но, в отличии от клея, покрытие можно мыть, оно не сохнет и оно не остается на лыжах и не ухудшает скольжение лыж по снегу после снятия камуса. А у клея есть и такая неприятная особенность. Те кто ходит тот знает.

По ощущениям, все же, клеится камус слабей чем на клей и потому, лично я, не советую использовать такие камуса без растяжки на задниках. Так же, не очень понятно, что делать когда данное покрытие выйдет из строя - можно его поменять или меняется оно только с камусом? Ответа пока нет и производитель на этот вопрос ничего конкретного не ответил. Обещается только то, что 300 подъемов он выдержит точно. Но, кто это проверял? Надо все тестировать лично.

Предлагать такой камус будет достаточно много компаний. Однако произведены они все на одном заводе и потому не стоит думать и искать разницу между камусами разных брендов. Первоисточник - небольшая компания которая делает только камуса и которая совсем не известна в России.

Что же, идея интересная, но требующая изучения. Будем пытаться найти и протестировать. А пока, вы просто знаете, что такое есть. Берегите себя.