Тесты, обзоры, рейтинги - все это очень и очень здорово, но есть прямая зависимость: чем больше обзоров и тестов - тем больше "я новичок, только решил попробовать, помогите ничего не понимаю". Решили упростить задачу и сделать обзорные выборки в формате "лучшее для..." Сегодня разбираемся с лыжами для первых проб фрирайда.

Условия катания:

Для новичков во фрирайде выбор горных лыж характерен тем, что совершенно пока не ясно что манит в таком катании, но есть целый огромный список того что в таком катании пугает: скорость и страх сложности управления лыжами - а справлюсь ли я, ростовка - смогу ли я ее повернуть, ширина - а не будет ли сложно перекантовывать, жесткость - а как я буду на трассе если целины не будет? Вопросов масса и ориентироваться на страхи в данном случае нет никакого смысла потому, что пока на данном этапе они совершенно выдуманные и сформированные, как правило, первыми вылазками в целину в совершенно неподготовленном для этого состоянии на совершенно не тех лыжах и с совершенно неправильным восприятием катания сформированным подготовленной трассой. Опираться стоит только на реальность катания которая у начинающих райдеров всегда одна: новичковый фрирайд это катание по, чаще, укатанному и раскатанному кривому снегу, по небольшому, но пока тревожному для райдера уклону, в совершенно разных форматах рельефа потому, что на данном этапе райдер не всегда в состоянии самостоятельно анализировать рельеф выбирая линию спуска и едет куда везут.

Критерии выбора:

Следовательно лыжи должны быть: управляемыми в узких местах, плывучими в мягком снегу и проходимыми, цепкими, должны хорошо амортизировать неровности снега и, что очень в данном случае важно, должны быть эффективны на трассе и для передышек между утомляющими пока вылазками в целину, и для работы над техникой, и для заполнения пауз между паудер-днями на то время пока катание вне трасс не стало обыденностью независимой от состояния и количества снега, и, самое важное, чтобы быть понятными и предсказуемыми для человека привыкшего к трассовому катанию и пока не перестроившего свое катание под фрирайд.

Что же, ограничений и условий действительно много, но и живем мы не в каменном веке и выбор лыж тоже велик. Давайте перероем все каталоги и найдем лыжи которые будут хороши для новичков. Ну и немного уделим внимания тем лыжам которые новичков могут манить разными "интересными" особенностями и разберем почему они "все же больше нет, чем да". Выбирать будем не по описаниям производителей и продавцов, не по составу и технологиям и предположениям о их влиянии на катании, а исключительно по итогам собственных тестов и личного опыта использования лыж в школах по фрирайду и успехах людей на них катающихся. Рассмотрим только те лыжи которые хороши для начинающих во фрирайде и те которые манят новичков и о которых больше всего вопросов.


Rossignol Soul 7 HD

Не надо фантазировать и размышлять о катании на скорости, о нестабильности, о том, что лыжа может быть неинтересна экспертам - это все фантазии о экспертном катании не касающиеся начинающих фрирайдеров. Эти лыжи есть прекрасное начало фрирайда потому как мягкий носок легко управляется давая маневренность в коротком повороте обеспечивающую контроль скорости, на трассе можно писать резаные дуги, на разбитом кривом снегу лыжа великолепно амортизирует все неприятные удары в ноги - кататься будет легко и в лесу, и по снежным полям, и в узком кулуаре. Плевать на перспективы экспертного катания: тут и сейчас на этапе новичкового катания отличные лыжи. 

Всплытие в мягком снегу: Достаточно для большинства состояний снега.
Хватка на жестком: выше среднего
Эффективность на трассе: Отлично карвят, комфортны в поперечном проскальзывании
Узкие места и закрытый рельеф: Отлично
Крутой склон: прекрасно
Стабильность на скорости: плохо
Доминирующий стиль катания: Традиционное трассовое катание.

Head Kore 117

Многих пугает ширина талии, но вот в данном случае этого точно не стоит бояться. Наоборот, ровно эта ширина талии даст проходимость и возможность "тупить" и "тошнить" в узких сложных местах в глубоком снегу и не вязнуть полностью теряя управление над лыжами. Нет никакой сложности в катании на лыжах такой ширины, напротив есть только плюсы. Лыжи никаких сложностей в катании не создадут, а только будут помогать прогрессировать и получать удовольствие даже в очень недружелюбных для новичков условиях катания. Носок мягкий отлично работает на разбитом. Задник, с небольшим рокером, позволяет на него опираться и не клинится на смене поворотов. Если планируете кататься там где много легкого мягкого снега и очень разнообразный рельеф с обилием узких мест то можно смело брать и вперед.

Всплытие в мягком снегу: отлично с запасом
Хватка на жестком: нормально
Эффективность на трассе: комфортно в проскальзывании и хорошо в плоском ведении. Карвинга мало совсем.
Узкие места и закрытый рельеф: хорошо
Крутой склон: нормально
Стабильность на скорости: хорошо
Доминирующий стиль катания: поперечное проскальзывание и резаное ведение.

Armada Invictus 108Ti

Хорошие универсальные в формате "трасса/фрирайд" лыжи. Их стоит выбирать если вы уже очень уверено катаете по трассам, ну вот прям очень уверено, трассовые привычки в катании сильны и решили покататься вне трасс и катаетесь там где чаще снег жесткий, раскатанный или обдутый. Лыжи с классическим трассовым катанием и с хорошей внетрассовой проходимостью и амортизацией. Требуют умения кататься на скорости потому как включаются в полный фан на скорости. Но, и на маневренном катании, за счет мягкого носка, не подведут и будут интересны.

Всплытие в мягком снегу: нормально на скорости.
Хватка на жестком: средне
Эффективность на трассе: средне. Есть карвинг и комфортное поперечное проскальзывание.
Узкие места и закрытый рельеф: нормально
Крутой склон: хорошо
Стабильность на скорости: хорошо
Доминирующий стиль катания: стандартное трассовое катание.

Black Crows Anima

Номинально лыжа позиционируется как экспертная, скоростная и очень навороченная сложная лыжа, однако в катании для лыжников решивших все технические вопросы на трассе будет дружелюбной и понятной. Для неуверенно катающихся по трассе и решившим попробовать себя еще и во внетрассе лучше пройти мимо таких лыж и отдать предпочтение более широкому аналогу - Nocta, а вот тем кто уверенно чувствует себя на трассе лыжи будут понятны, просты в управлении и надежны. 

Всплытие в мягком снегу: хорошо и без скорости
Хватка на жестком: средне
Эффективность на трассе: условно, но возможно и покарвить. В плоском ведении нестабильно.
Узкие места и закрытый рельеф: отлично
Крутой склон: прекрасно
Стабильность на скорости: в мягком снегу хорошо, на жестком требуют внимания.
Доминирующий стиль катания: плоское ведение, фрискиинг.

K2 Pinnacle 105

Очень интересные лыжи, но, в случае с фрирайдом начального уровня, к ним надо относиться очень аккуратно и внимательно. Проблема лыж в том, что они быстрые и с прямым задником. Если в катании с техникой скользящего поворота не все хорошо, то это не ваш вариант. Лыжи требовательны к точной и умелой работе в разгрузке на смене поворотов. Кататься в задней стойке они не дадут совсем - сразу заклинится задник и лыжи понесут. Но, при катании на носах, как и должно быть правильно, лыжа работает на все сто оставляя возможность и погонять по трассам и походить пешком с лыжами на рюкзаке. Но, на трассе карвинговой динамики от них не ждите, ее там нет: есть цепкость, вариабельность по радиусу, но не динамика и трассовое катание для них факультатив. У них интереснее ски-тур в процессе прогресса, вот это да, а карвинг так просто есть какой-то и есть исключительно за счет геометрии и не более того. 

Всплытие в мягком снегу: нормально, нужна скорость.
Хватка на жестком: хорошо
Эффективность на трассе: карвинг есть, но динамики нет. Поперечное проскальзывание контролируемое и достаточно комфортное. 
Узкие места и закрытый рельеф: сложно
Крутой склон: быстро и требуют технику
Стабильность на скорости: отлично
Доминирующий стиль катания: традиционное трассовое катание с продольным и поперечным проскальзыванием

Völkl Confession

Самый любимый российский аттракцион: дайте лыжи для фрирайда так чтобы и учиться кататься не надо и чтобы по трассе мочили как заправские карвы. Наверное вот. Лыжи тяжелые, мощные, жесткие и быстрые. От фрирайда только геометрия, но зато поведение чисто трассовое и не надо будет не перестраивать катание, ни учиться чему-то новому. И по трассе и в целине поедут. Если катаетесь по трассе совсем хорошо в спортивном стиле и на скорости то такие лыжи вам годятся. Если катаетесь уверенно в мощной класссике то такие лыжи вам подойдут. Если ни классика, ни спортивное катание не про вас - проходим мимо совсем быстро не поворачивая головы. Лыжи работают только на скорости, на большой скорости. Без скорости и не рулятся, и не всплывают, и не работают. Не новичковый, хоть и манящий вариант. 

Всплытие в мягком снегу: отлично
Хватка на жестком: много и сильно
Эффективность на трассе: есть как у заправских карвов для гиганта
Узкие места и закрытый рельеф: плохо 
Крутой склон: разгоняют
Стабильность на скорости: отлично
Доминирующий стиль катания: традиционное трассовое катание и классика.

Line Sir Francis Bacon

Хорошая, нетребовательная, универсальная по стилю и ритму катания лыжа которая позволит не заботится о состоянии снега и уклоне. Хорошо управляется в мягком снегу и достаточно цепкая на жестком, не идеальна, но хороша в амортизации при катании по разбитому снегу, требовательна к точности в управлении, но не карает за ошибки. В определенные моменты будет ограничивать возможности, но в большинстве стандартных ситуаций очень рабочая и надежная лыжа. Без божьей искры, но понятная и предсказуемая.

Всплытие в мягком снегу: средне
Хватка на жестком: есть проблемы
Эффективность на трассе: при плоском ведении и в не агрессивном закантованном ведении
Узкие места и закрытый рельеф: хорошо без глубокого снега.
Крутой склон: нормально
Стабильность на скорости: средне, есть сложности
Доминирующий стиль катания: фрискиинг, плоское ведение, скользящий поворот.

Nordica Enforcer 110

В начале пути во фрирайд нужны не мощные и не скоростные бомбические лыжи от прорайдеров, а те лыжи которые будут понятны, просты и предсказуемые, на которые вы можете полагаться и от которых вы не будете ждать подвоха. Вот это такие лыжи. Они не идеальны ни в чем, не отличные ни в каком стиле и ритме катания, но работают везде средне достаточно и совершенно понятно и предсказуемо - надежные простые понятные. 

Всплытие в мягком снегу: на четверку
Хватка на жестком: есть, но могут бить в ноги и быть некомфортными
Эффективность на трассе: есть на тройку, но есть
Узкие места и закрытый рельеф: средне
Крутой склон: средне
Стабильность на скорости: средне
Доминирующий стиль катания: скользящий поворот, фрискиинг

K2 Pinnacle 118

Лыжи не имеют никакого отношения к новичковому фрирайду и совершенно точно это вариант на перспективу, но их отличает то, что они при всей своей заряжености на скорость, спрямление и скоростные дропы очень дружелюбны к новичкам. В принципе, любой нормально катающийся на трассе лыжник на них сможет кататься вне трасс. Они за счет ширины будут вытаскивать из любого снега и будут управляемы. Позволят на скорости валить на задниках и, даже, будут сносно поворачивать. В новичковом катании лыжи будут угрюмыми, тяжелыми по ощущениям и ленивыми бесхарактерными занудами регулярно напоминающими о том, что кататься можно и нужно быстрее, быстрее, поехали... С прогрессом тоже могут быть проблемы потому как точных обратных реакций без скорости не будет. 

Всплытие в мягком снегу: отлично
Хватка на жестком: есть проблемы
Эффективность на трассе: можно, но условно,
Узкие места и закрытый рельеф: хорошо
Крутой склон: хорошо
Стабильность на скорости: хорошо
Доминирующий стиль катания: продольное и поперечное проскальзывание, плоское ведение.

K2 Marksman и K2 Catamaran

Лыжи которые на инерции предшествующих им моделям катятся по рынку оставаясь популярными и привлекающие новичков былой управляемостью и универсальностью, но они, на самом деле, не так хороши как про них пишут. Для новичков не так хороши. Это лыжи с очень сильной парковой составляющей и лыжникам только начавшим осваивать фри-ски и фрирайд на них будет сложно и непонятно кататься. Придется сильно переламывать технику и испытывать серьезные трудности в освоении их катания. Если вы только начинаете фрирайд и на трассе предпочитали катание на кантах дугами то такие лыжи будут для вас сложными. Их стоит оставить на потом, на времена когда вы начнете кататься уверено, прыгать с камушков и начнете спрямлять и мочить.

Всплытие в мягком снегу: отлично
Хватка на жестком: условно и есть проблемы
Эффективность на трассе: можно, но факультативно. Хорошо только в плоском ведении
Узкие места и закрытый рельеф: хорошо
Крутой склон: прекрасно
Стабильность на скорости: есть сложности
Доминирующий стиль катания: плоское ведение, скользящий поворот.

Blizzard Rustler 11

В лыже нет никакой божьей искры, но есть надежность, стабильность и управляемость на средней скорости. Их стоит выбирать только если катание будет по-большей части в условиях где и есть места с возможностью погонять на скорости: ровные поля с хорошим читаемым рельефом и ровным снегом, и места требующие маневренности и проходимости: узкие кулуары с жестким и ободранным снегом. В таких условиях катания можно выбирать данные лыжи только ради универсальности по скорости. Во всем остальном они для новичка ничем не примечательны и все их другие сильные стороны вы сможете открыть только уже по достижению экспертного уровня. Но, проблем на начальном этапе у вас с ними не будет и ограничивать они вас не будут кроме, пожалуй, стиля катания - не любят карвинг на жестком совсем. 

Всплытие в мягком снегу: хорошо
Хватка на жестком: хорошо
Эффективность на трассе: хватка есть, но есть проблемы с комфортом.
Узкие места и закрытый рельеф: хорошо
Крутой склон: хорошо
Стабильность на скорости: хорошо
Доминирующий стиль катания: скользящий поворот, плоское ведение.

Scott Scrapper 124

Популярные, хорошие и неоднозначные лыжи. Они прекрасны для тех кто уже умеет кататься и катается на скорости. Новичкам они могут показаться тяжелыми в управлении и могут серьезно мешать прогрессировать на начальных этапах освоения внетрассового катания. Если, все же, по каким-либо причинам, вы таки их очень хотите то выбирайте версию с талией 124. Они вам дадут всплытия и лыжи будут немного полегче в мягком снегу на малых скоростях катания. Если в катании есть лесное катание то стоит воздержаться от выбора этих лыж. Лыжи жесткие, но они не работают на карве на трассе - дело в геометрии которая к карву не расположена - только проскальзывание, эффективное, цепкое, но поперечное.

Всплытие в мягком снегу: отлично
Хватка на жестком: отлично
Эффективность на трассе: скользящий поворот и плоское ведение
Узкие места и закрытый рельеф: сложно
Крутой склон: прекрасно
Стабильность на скорости: прекрасно
Доминирующий стиль катания: скользящий поворот, плоское ведение.

Atomic Backland FR 102

Старые, проверенные временем и морально изжившие себя фрирайд-универсалы. Хороший выбор для катания по жесткому укатанному внетрассовому снегу или на склонах с хорошим уклоном. беда в том, что у лыж всплытие есть только на скорости. Мягкий снег для них больше факультатив, а основная среда это трассы и раскатанное пространство между ними. Если трасса вас не отпускает, а фрирайд хочется, но не далеко и не сильно то можно рассмотреть данные лыжи как вариант, не лучший вариант, но если ну очень хочется, то серьезных противопоказаний нет. Если у вас и в трассовом катании пока не все тип-топ то это лыжи не для вас.

Всплытие в мягком снегу: нужно добавлять скорости
Хватка на жестком: хорошо, но есть сложности
Эффективность на трассе: карвят, комфортно проскальзывают
Узкие места и закрытый рельеф: плохо
Крутой склон: бысто
Стабильность на скорости: хорошо
Доминирующий стиль катания: традиционное трассовое катание.

Fischer Ranger 108 Ti

Внимание! Эти лыжи хочется отметить отдельно. Это очень хорошие лыжи. Они очень цепкие, мощные, интересные в катании, универсальные по состоянию снега и многим прочим факторам, но они вообще никак, ни при каких обстоятельствах, ни даже при "ну я только фрирайд попробовать хочу, а так то лыжу ищу такую чтобы и по трассе кататься" не годится для начинающих фрирайдеров. Не-го-дит-ся сов-сем!Это очень быстрые лыжи работающие только на скорости и цепкие. На маневренном катании они очень тяжело управляются. В итоге результат применения их у новичков всегда один: заклинивается задник на смене поворотов и лыжи просто начинают нести вниз в неуправлемый полет. Не стоит их выбирать новичкам. Не стоит. Только экспертам. 

Всплытие в мягком снегу: отлично на скорости
Хватка на жестком: великолепно
Эффективность на трассе: хорошо и в резаном ведении и в скользящем повороте.
Узкие места и закрытый рельеф: плохо совсем
Крутой склон: прекрасно, но быстро очень
Стабильность на скорости: отлично как по рельсам
Доминирующий стиль катания: продольное скольжение


Означает ли что это все лыжи для новичков? Наверное нет. Скорее основные. Расставлены они в порядке снижения интересности? И да, и нет. Очень много параметров для оценки и ранжировать их в линейный рейтинг очень сложно. Но, в целом некоторую тенденцию ранжирования обеспечить старались. Основная цель данной выборки обозначить несколько моделей для новичкового фрирайда с указанием параметров по которым они интересны именно на начальном этапе освоения фрирайда дав возможность ищущим именно такие лыжи ориентироваться в основных моментах выбора и разобраться в отличиях между этими основными моделями потому, что именно по ним больше всего вопросов и рассмотреть наиболее популярные среди новичков лыжи которые для них не подходят с кратким объяснением "почему". Детали вы всегда найдете в отчетах по тестам по конкретной моделе

Сезон
Номинация для рейтинга