Внетрассовое катание и фрирайд развиваются в последнее время очень быстро и стремительно. Пока, к общему сожалению, развитие идет не совсем конструктивно и безопасность катания оставляет желать лучшего. Но, так происходит не только в России, во всех странах мира развитие фрирайда сопряжено с высокой травматичностью. Существенно снизить опасность катания может лыжный гид. Но, для того чтобы катание даже с очень профессиональным гидом получилось интересным и безопасным надо знать некоторые тонкости и соблюсти некоторые простые правила эффективной каталки с гидом.

Давайте для начала разберемся для чего вообще нужен гид и нужен ли. Сегодня многие лыжни полагают, что они совершенно спокойно могут покататься сами и никакой гид им не нужен и все им и так понятно и вон следов на горе полно сейчас и мы так же... О опасности такого катания уже много писалось и повторяться не будем для экономии времени. Достаточно просто определить, что один и тот же склон может быть совершенно безопасен утром и очень опасен в обед. И то, что вы вчера проехали и ничего не случилось совершенно не означает, что сегодня будет так же. Гиды умеют работать с рельефом и точно знают где и когда и как безопасно. Но, большинству начинающих катальщиков практически не возможно объяснить, что лавина, попадание в трещину, падение с обрыва, попадание в нештатную ситуацию это не страшилки маркетологов, а реальность. Главный и совершенно понятный мотив для катальщика - гид может сразу показать отличные места катания и вы не будете тратить время на их самостоятельные поиски и разведку местности и сможете сразу получить от катания фан, драйв и адреналин за которым вы и приехали в горы. Но, как сделать катание с гидом таким, чтобы этого фана, драйва и счастья было по максимуму. Вот несколько несложных правил организации каталки с гидом:

Безопасность превыше всего.Это самый главный и всё определяющий в ваших отношениях с гидом момент. Еще до начала организации катания с гидом вам надо для себя уяснить, что заказывая услуги гида вы покупаете безопасность. Основная, главная и единственная задача гида - вернуть вас домой целым и невредимым. Если вы видите это иначе то вам не стоит обращаться к профессиональному гиду потому как, скорее всего, ничего хорошего не выйдет все равно. Уясните это для себя четко и только после этого можно двигаться дальше.

1. Правильно экипируйтесь. Это самое главное правило при катании вне трасс и именно оно определяет уровень каталки которая у вас будет. Любой грамотный гид, а не грамотный гид смысла не имеет никакого, никогда не выберет маршрут по опасности и сложности не соответствующий уровню группы. А первый признак уровня группы это экипировка. Экипировка должна полностью соответствовать сложности и опасности предполагаемой программе катания. И не стоит забывать о том, что уровень группы определяется самым слабым звеном. То есть, если у хотя бы одного участника группы нет бипера то вся группа катается только на лавинно безопасных склонах, нет шлема не едем на каменные грядки и на сложный рельеф, нет защиты спины - не дропаем, нет утепленной одежды и сменных перчаток, маски - не ходим в долгие маршруты. Даже элементарное отсутствие рации может существенно ухудшить программу катания. Таким образом ваша экипировка напрямую определяет тот уровень катания который будет вам организован гидом. Все оборудование связанное с безопасностью должно у вас быть свое. Не стоит надеяться на прокаты или выдаваемый инвентарь - заведите свое и пользуйтесь. Все же, речь идет именно о вашей безопасности.

2. Уровень группы. Катание вне трасс всегда и интереснее и безопаснее в группе. Группой легче и эффективнее действовать при попадании во внештатную ситуацию или проводить спасательные работы и, смотри пункт 1, групповое катание повышает безопасность и повышает интересность катания. Уровень группы определяется самым слабым звеном.И вам при организации каталки с гидом стоит побеспокоиться о составе группы и о уровне участников. Важно чтобы все участники были одного уровня подготовленности и с общими интересами в катании. Если в группу попадется участник только вчера успешно освоивший плуг то вся группа будет кататься только там где можно проехать плугом. Отсюда логика: группу лучше собирать самостоятельно не полагаясь на само-организацию по записи в объявлении о групповом катании. Если вам удалось попасть в группу которая вам подходит по уровню и интересам то держитесь за нее зубами и всем что у вас есть и старайтесь проявлять гибкость ради ее сохранения. Если же вам не повезло попасть в "свою" группу то старайтесь ее создать вплоть до того, чтобы отправить к инструктору участника который подходит вам по интересам в катании, но не дотягивает до вашего уровня технически. Равноразвитая группа во внетрассововм катании это очень важно.

3. Начинайте катание с раскатки. Всегда приезжайте на место катания до запланированного и оплаченного катания с гидом. Разомнитесь, почувствуйте снег, акклиматизируйтесь. Вкатывайтесь плавно без резких нагрузок. Задача - к началу программы быть в рабочей готовой к бою форме.

4. Первый день всегда лавинная практика и отработка основ спас-работ. Всегда в первый день глаз горит и хочется все бросить и бежать раскатывать поля целины. Но, никогда не стоит торопиться и первый день всегда надо провести за отработкой спас-практик. Во-первых, это отличная разминка для тех кто решил, что пункт 4 не для него. Во-вторых, лавинная практика никогда не бывает лишней. Помните, что ни бипер ищет и не лопата копает, а человек в чьих руках находится все это оборудование. Важно не просто иметь нужный инвентарь, ни и уметь им пользоваться. Даже про-райдеры перед катанием занимаются поиском биперов и не брезгуют. Любая нештатная ситуация это стресс и паника и все навыки должны быть отработаны до автоматизма. Именно поэтому лучше иметь свой лавинный инвентарь и практиковаться на нем привыкая к нему. В-третьих, гид понимающий что группа нормальная и тренированная в дальнейшем может выбрать более интересный маршрут. Когда гид понимает, что он работает с подготовленной командой он становится и смелей и веселей. Покажите гиду, что он может быть в вас уверен и он сделает вам хорошо.

5. Обсудите с гидом план катания. Планирование это всегда хорошо. Еще до каталки вам для самих себя надо четко определить цели катания: где именно, как именно вы хотите покататься. Вы четко для себя должны понимать что вы хотите и какое. Не должно быть такого: а покатайте нас как-нибудь. Это не правильно. Определите для себя цели катания и обсудите их с гидом предоставив ему возможность перенести ваши планы на реальные условия. Если гид не знает что вы хотите, то он не экстрасенс и будет строить программу из своих представлений о том, что такое хорошо и вы можете не получить желаемого. Если вы работаете с гидом первый раз то определите с ним уровень группы и адаптируйте программу под уровень. Иначе любой гид будет изначально ориентироваться на минимальный уровень и пару дней вы потратите на "детские горки". Хотя, ни один гид вам на слово не поверит и один день вы точно проведете на "детской горке", но лучше провести там один день чем половину программы.

6. Действуйте только по текущей обстановке и будьте готовы изменить план. Составив план катания ни в коем случае не делайте его единственно верной инструкцией. Как бы вы ни хотели, но есть вещи которые нельзя планировать. Например, погода или состояние снега. Всегда в реализации планов руководствуйтесь текущей обстановкой. Если запланированное на сегодня катание лавиноопасно то меняйте план или отказывайтесь от него. Не забывайте о пункте номер один: безопасность превыше всего. Каким бы ни был ваш план и ваше желание покататься в определенных местах если такое катание не безопасно то от него стоит отказаться или перенести его на другой день поменяв запланированные места катания местами. Но, если гид вам говорит, что условия катания не соответствую требованиям безопасности то стоит именно и только так как говорит гид. Вы ему платите не за то, чтобы он при любых обстоятельствах прокатил вас по желаемым вам маршрутам. Вы платите ему за то, что вернетесь домой живыми. И если ему для реализации данной задачи надо изменить план катания то так тому и быть.

7 Гид это партнер по катанию, а не шерпа-носильщик-возильщик. В продолжение предыдущего пункта для хорошего катания с гидом нужно изначально правильно строить отношения с гидом. Для этого важно понять, что гид, притом что вы платите ему за работу, он не слуга который должен бесприкословно выполнять ваши желания. Вам стоит правильно понимать тот момент, что вы гиду заказываете безопасное и хорошее катание, а не проезд тут и сейчас по определенному маршруту независимо ни от чего. Если маршрут тут и сейчас опасен, то работа гида заключается в том, чтобы вас туда не пустить, а не в том, чтобы придумать как вас там прокатить. Не руководите гидом, а обсуждая текущую обстановку и задачи ищите решения которые будут интересны и вам с точки зрения ваших целей и гиду с позиции безопасной реализации. Секрет вашей хорошей каталки в партнерстве с гидом, а не в управлении им через оплату его работы.

8. Задавайте вопросы. Старайтесь вынести из катания максимум пользы задавая вопросы и получая от гида полезную для вас информацию. Только задав вопрос и услышав ответ можно обрести полезные навыки и опыт от гида. Большинство гидов охотно делятся опытом. Тем более, что для гида опытный катальщик удобнее потому, что он не делает глупых телодвижений которые могут быть опасны для всей группы.

9. Учитывайте интересы всей группы. В катании помните, что кроме вас в группе есть и другие участники и у них тоже есть свои интересы. Старайтесь сделать так чтобы интересы каждого были учтены. Кто-то хочет фотографироваться на каждом повороте. Отлично, помогите ему и тогда это будет быстрее. Кто-то хочет после каждого спуска отдыхать 10 минут. Ничего страшного, пусть так и будет.... Если в группе есть участник интересы которого совершенно противоречат интересам группы, то судьбу такого участника надо решать участникам группы. Не перекладывайте эту проблему на гида. Решайте ее сами коллективными решениями. И в следующий раз таких людей в группу принимать не стоит.

10. Давайте гиду обратную связь. Обсуждайте с гидом каждый спуск рассказывая что было хорошо, а что плохо. Гид не телепат и не может определить что именно вам нравится, а что нет. Притом, что каждый человек индивидуален и реакции у всех на одинаковые моменты катания разные. Не надо стеснятся и бояться показаться занудой или неумехой. Если вас что-то смутило или напрягло - сразу говорите об этом. Гид должен точно понимать что вам нравится в катании, а что нет и корректировать программу относительно вашего состояния.

11. Всегда думайте о завтра и о следующих спусках. Постоянно контролируйте свое состояние и свои возможности. Если вы чувствуете усталость или переутомление то остановитесь и прекратите катание. Лучше сегодня потерять один или два спуска чем закончить все катание по причине переутомления или травмы. Не пытайтесь укатать все и сразу. Будьте адекватны. Если вы сегодня пропустите один или несколько спусков ничего страшного не случится - вы их сделаете завтра.

12. Будьте командой. Даже если вы попали в сборную группу и видите всех участников первый раз - будьте командой, действуйте сообща, слажено, поддерживайте друг друга и позвольте гиду стать вашим лидером. Тогда вам покорятся все вершины и вы реализуете все планы. Со стадом индивидуалов-эгоистов ничего добиться невозможно.

Безусловно, это только основные моменты которые могут сделать ваше катание с гидом отличным ярким и незабываемым. Есть еще много индивидуальных моментов, но их очень много и они очень персональные и, мы уверены, вы сможете с ними справится самостоятельно. Перечисленные 12 пунктов это особо частые моменты которые встречаются совсем регулярно и нарушение которых может не только испортить каталку, но и привести и к травмам и к еще большим неприятностям. Гид это отличное решение для безопасного качественно катания вне трасс, но, как и в любой другой области взаимодействия заказчика и исполнителя, многое зависит и от того как вы построите отношения с гидом и как вы будете с ним взаимодействовать.