Что же такое "классная каталка"?

4

Карвинг, фрирайд, классика... что правильнее или что интереснее? Споры на эти темы идут и будут идти бесконечно. И нет в этих спорах ни малейшей толики истины потому как нет в этом споре никакой идеологической основы. Сегодня суббота и самое время неформальных размышлений на окололыжные темы. Как же определить что все же круче?

Как бы, кто бы и что бы ни говорил по данному вопросу, а на деле и фрирайдеры мочат по вельвету с удовольствием и карверы после снегопада любят побороздить просторы свежего снега насколько им позволяют их лыжи. Но, как же, все же, определить что круче, интереснее и увлекательнее?

Как обычно - ларчик просто открывается если есть ключ. А ключом в данном случае является ответ на простой вопрос "А что такое ХОРОШЕЕ катание?". При всей простоте вопроса четкого ответа на него есть у 1% катающихся. А непонимание данного момента не просто не дает в полной мере насладится горнолыжным катанием, но и делает его опасным и приводит к разного рода неприятным историям. Но. Давайте разберемся в деталях.

Зачем вы катаетесь?

Лично вы, задавали себе этот вопрос? Есть ли у вас на него точный ответ? Что такое "хорошее" катание? Что такое "хороший катальный день"? Я много разговаривал с лыжниками, подслушивал разговоры на подъемниках, читал форумы и сложил основные характеристики "хорошей каталки":
- накатал много километров
- выкатал дневной ски-пасс если пересчитать его стоимость на стоимость одного подъема
- сделал много спусков
- разогнался до максимальной скорости
- накатал большой вертикальный перепад
- спустился с горы считающейся сложной / большой / страшной.
- упал мало раз

Это только основные и наиболее часто встречаемые. Есть еще много разного, но нам сейчас это даже и не важно ибо они все деструктивные. Почему? А давайте теперь рассмотрим такой же рейтинг, но уже не показателей определения "хорошей каталки", а причин "неудачной каталки". Той каталки которая закончилась травмами, неудачами, проблемами, переутомлением с последующими ограничениями в катании:
- склон был разбит вусмерть и мои лыжи не ехали
- погода была такая, что я ничего не видел
- погода была такая, что кататься было невозможно
- было много народу
- я оказался неготов физически/технически к данному спуску
- меня привели и бросили и я...
А теперь берем любой критерий из определений "классной каталки" и сопоставляем его со всеми причинами неудач. Удивительно, но ни один критерий "классной каталки" и ни одна причина неудач не противоречат друг другу и не вступают в конфликт. "разбитый склон" и "много народу" и "я не готов" не повод не "выкатывать ски-пасс". "Погода при которой не видно ничего" и "меня привели и бросили" не повод отказаться от того чтобы "упасть мало раз". Любой набор будет совершенно прекрасно сосуществовать вместе.

Что все это значит? Последняя мысль вам в голову и переходим к кульминации: почему и как горнолыжные эксперты-старожилы катаются десятилетиями и не просто развиваются технически и физически, но и не получают травм и не попадают в истории? Самый очевидный и самый неправильный ответ на этот вопрос: они эксперты и они умеют кататься потому и не попадают и не получают. Но, горные лыжи это экстремальный спорт суть которого только в том, чтобы делать что-то что лежит за рамками твоих умений и возможностей. И вот это совершенно противоречит предположению о том, что эксперты умеют и потому... Секрет совершенно в ином.

Секрет в том, что умеющие кататься и понимающие в катании эксперты совершенно иначе формулируют для себя критерии "классной каталки" или "классного спуска". И эти критерии сами по себе не дают им попадать в истории и получать нелепые и бестолковые травмы на ровном месте.

Критерии "классного спуска" никак не связаны ни с одним статистическим показателем - скоростью, высотой, длинной, продолжительностью,... В них только то, что действительно имеет отношение к состоянию кайфа, счастья, внутренней личной удовлетворенности. Ведь, в жизни, лично для каждого, совершенно не важна длинна склона, ширина, уклон, скорость с которой мы едем - важно внутреннее ощущение счастья. У каждого оно появляется от своих индивидуальных переживаний, но именно наличие этого ощущения и есть главный критерий "классной каталки". Было счастье - была классная каталка.

Горные лыжи это техничный спорт в нем техничность спуска имеет существенное значение и появление ощущения счастья, во многом, связано именно с техничностью. А можно ли технично проехать если вы не видите рельефа, ваш инвентарь не соответствует условиям катания, вы не в той физической кондиции и ваши мышцы забиты со вчерашнего дня, вы не можете проехать именно так как хотите потому, что на пути вашего планируемого спуска есть лавиноопасные места которые вас смущают, вы не знаете что за перегибом и не готовы ехать в неизвестность или у вас болит голова после вчерашнего? Нет. При всех этих условиях состояния счастья от спуска не возникнет. А зачем же тогда ехать? Не надо ехать. И те кто реально умеет кататься и понимает толк в катании никогда не поедет кататься для себя (не на работу гидом или инструктором) если не будет подходящей для счастья погоды, подходящего для счастья снега, пригодной для счастья уровня лавинной безопасности независимо от того сколько дней у него отпуск и когда ему уезжать с курорта. Если нет условий для получения счастья и его не получить то и не надо тратить силы и рисковать собой.

Как только вы определите для себя, что удовольствие от катания это только лишь ощущение внутри вас, а не показатели статистики вашего катания - тут же ваше катание станет качественно лучше и интереснее и количество "классных спусков" существенно вырастет. Вы просто начнете пропускать дни без хорошей погоды отдыхая в них, не будете рисковать и утомляться в дни когда условия катания не соответствуют вашей технике и инвентарю, не будете травмироваться на ровном месте и утомляться почем зря сражаясь с трафиком на трассе и сможете в полную силу насладится катанием в тот момент когда и погода и снег и условия будут располагать вам. Придете к тому, что если условий для катания нет то лучше или потренироваться или отдохнуть. Кататься вы станете меньше, но качество катания вырастет существенно и удовольствия вы начнете получать намного больше. Выяснится, что есть еще масса удовольствий вокруг горных лыж которые ранее вам были недоступны потому, что вы до них не доходили убиваясь в неравной схватке с тяготами "не вашего" катания. Жизнь станет лучше, жить станет веселей.

Комментарии

Ответ на от ivann59

ну это смотря с какой стороны посмотреть, но в целом, если учитывать общие тренды и тенденции, то в целом скорее да нежели нет, хотя, надо учитывать высокую вероятность исключений ибо сходимость рядов вероятностных факторов не стабильна. 

В целом, я не понял вопроса. 

Ответ на от Роман Костров

Ну если тебе без подъемника удовольствия больше чем на нем, то смысла садится точно нет.
Опять же ответьте для себя на вопрос, поднятый в статье (да и просто, видится мне, стоит его по чаще в жизни поднимать, и многое будет проясняться, и без относительно к каталке) «зачем?»
Если тебе в баре/дома/кино и тд лучше чем на горе, так и на хер может она не нужна?