Кто такой "лыжный гид"?

По мере развития в России всего что связано с горами у нас появляются новые понятия. Одно из таких - лыжный гид. Сегодня суббота и я позволю себе поразмышлять вслух о перспективах развития данного явления в России. Очень уж все интересно начинает складываться

Тема с лыжными гидами интересна мне по двум причинам: уж больно активно и шумно данная тема в последнее время развивается и уж сильно она мне напоминает элементарный разводняк и маркетинговое мошенничество. Почему? Да потому, что это совершенно не нужное и чужеродное понятие которое не имеет никакой реальной полезности и в основе своей содержит подмену понятий направленную только на получение прибыли определенными людьми. Не надо быть семи пядей во лбу чтобы понять, что понятие "лыжный гид" формируется в России не путем систематизации и формализации естественно образованного понятия сформированного спросом, а путем импорта готового продукта спроса на который нет, а для появления спроса продукт активно пропихивается через СМИ и прочие каналы. Более того, этот продукт и не нужен потому как под него нет свободной ниши, а все направления спроса в данном направлении полностью покрываются существующими решениями. Да и продукт то сам по себе чужероден и совершенно сомнительный. Давайте теперь по каждому пункту по-порядку.

Для более полного понимания и для тех кто не в теме. Недавно, пару лет назад, в России создали коммерческую организацию "Ассоциация горных гидов". Как бы она ни называлась и какая бы у юр-лица ни была форма - это коммерческая организация искусственно создаваемая для извлечения прибыли. И первым делом эта "ассоциация" начала создавать гидов. Обычно ассоциации создаются теми кто желает ассоциироваться, но, так как в России до появления ассоциации никаких гидов не было, как и самого понятия, то ассоциации гидов пришлось придумать понятие гида и начать их ассоциировать.

А понятия гида действительно никакого и не было. Были люди которые работали "гидами", но не стоит путать это с системным формализованным и определенным понятием. Понятия не было, да и не могло быть потому, что оно не нужно никому. А ненужно оно потому, что весь возможный функционал содержался в существующих понятиях. И вводить новое никому не надо.

Что такое лыжный гид? Это лыжник который проводит организованное персональное или групповое пребывание и перемещение людей в условиях диких склонов. Далее возникает один вопрос: какова цель перемещения? Если цель преодоление расстояний и покорение вершин с использованием лыж как инвентаря только для перемещения по снегу то это классический альпинизм и гид это просто инструктор по альпинизму. Если цель это катание и спуск то гид это инструктор по горным лыжам высшей категории. И все. И нет никакого отдельного понятия лыжного гида. Действительно в альпинизме есть все нормативы и требования к понятию инструктор по альпинизму. Хотите им стать - идите и поучитесь. Пройдя определенный курс подготовки станете инструктором и сможете водить группы по маршрутам. Да, на это уйдет много времени и вы станете одним из многих инструкторов, но станете. Хотите стать лыжным инструктором? Та же история. Идете и учитесь. Долго. Но в финале доходите до фрирайда, изучаете альп-курс и вы можете водить группы в условиях диких склонов. Опять нет никакой интриги и все придумано. Зачем же тогда нужна новая профессия "лыжный гид"?

А нужна она для того чтобы: 
- сформировать новый рынок и сразу убрать с него инструкторов по альпинизму и горнолыжных инструкторов с квалификацией альп-уровня. 
- не тратя время на долгое обучение "нужных" людей по долгим существующим программам создать программу по которой можно за пару лет создать армию специалистов интересы которых можно лоббировать на различных курортах
- для получения контроля над структурой выдачи лицензий и чтобы не пришлось ни с кем договариваться. А то и федерация альпинизма, и горнолыжная федерация могут очухаться и решить забрать под себя данное направление и с ними придется договариваться, а так не надо - структура то своя.

Мне не совсем понятно почему программа обучения выбрана именно канадская. Хотя, вру, более чем понятно. Российская система подготовки и стандартизации альпинистов очень долгая и сложная. Она не годится. Да и знают ее многие. Французская, которая в Европе считается самой продвинутой, тоже не годится, ее тоже многие могут знать. А вот Канадская как раз то, что надо. В Канаде она не сильно развита, в мире никому не интересна и мало известна, очень коммерциализированная - идеально. Именно ее можно быстро импортировать в Россию и все будут рады. Вы что-то знаете о великой канадской школе лыжных гидов? Вот и я не сильно много знаю. Да и никто не знает. Именно поэтому она и выбрана для импорта. Только неизвестную школу можно интерпретировать как угодно и делать с ней что угодно. Опять же, программа выбрана не федерации альпинизма Канады, а Ассоциации гидов Канады. Чувствуете разницу? Ассоциация это коммерческая организация цели у которой прибыль, федерация это общественная организация цели которой развитие, безопасность, популяризация... Вот такая разница.

Вот и получается, что "лыжный гид" в том формате в котором его создают в России это профанация. Понятно, что дальше начнется лоббирование интересов ассоциации, начнут появляться запреты на выходы и катание в определенных местах без гида ассоциации. За членство придется платить много и дорого, но оно будет того стоить потому, что будет реальным средством конкурентной борьбы... Но, это все фантазии.

Есть одна огромная проблема - нет спроса на гидов в том формате который предлагается. Его нет совсем.

Что готов предложить гид формата ассоциации? В чем его конкурентная компетенция? Ее просто нет.

Основной аргумент гидов нового формата - безопасность. Но, по факту ее там не так много как заявляется. В безопасности работы с маршрутом и оценке опасностей любой местный локальный гид легко даст фору выпускнику ассоциации. Тем более, что первый же выпуск дипломированных гидов отметился крупным ЧП https://goo.gl/luasbu . В навыках спасения при несчастном случае в программе ассоциации просто базовый курс начального уровня альпинизма и не более того. Ничего фееричного ради чего стоит предпочесть именно данного гида нет. Что еще может предложить такой гид?

А больше ничего. Интересного катания? Нет. А как гид может предложить интересное катание если он не работает с катанием? А именно так указывают все гиды: "мы традиционно не работаем с катанием". Да и где уверенность, что сам гид уверенно катается? Ведь никаких программ по катанию в школе ассоциации нет. В таком случае горнолыжный инструктор альп-категории будет намного интереснее и продуктивнее.

Да и в целом пока в России спроса на гида нет. Гида берут на пару часов первого дня катания чтобы тот показал основные маршруты катания по которым потом кататься самостоятельно. У нас нет пока тех курортов и такого уровня фрирайдеров которым нужен гид. Спроса нет. Начинать надо со спроса, с катания, с формирования культуры потребления фрирайда, определения перспектив развития и направления роста. Тогда и спрос будет и на гидов и на инструкторов. А пока нет индустрии с вектором развития - нет и не будет и спроса на частные услуги.

Уверен, что никакого будущего у направления лыжных гидов в России пока нет. Если не начнут появляться соревнования по фрирайду которые смогут дать и определить увлеченным людям направление развития и применимости этого развития ничего развиваться не будет. Пока люди относятся к катанию на лыжах только как к варианту проведения досуга им не нужен профессиональный гид. У нас народ бипер не считает нужным купить, а вы ему гида продать пытаетесь.

Итого. Совершенно не стоит воспринимать серьезно затею с лыжными гидами. Она не настолько интересна насколько шумна. Шумна она только потому, что это коммерческий проект в который вваливаются деньги. Вот и весь шум. Фантик красивый, а начинка пустая. Переоценивать значимость и экспертность данного явления точно не стоит.

Хотя, как показывает история, у нас в стране успешно приживаются всякие сомнительные исключительно коммерческие проекты импортированные с запада. Взять, к примеру, НЛИ - ничего ни концептуального, ни интересного, ни прогрессивного, а прижилось. Более того, многие с ним как с иконой бегают и считают истиной среди истин. А по сути коммерческий ограниченный в развитии методики коммерческий проект.