Путешествие в Анапу и Благовещенская в июне 2016 года.

Идея съездить на русский юг родилась спонтанно в начале мая по возвращению из Кировска. Те изменения в лучшую сторону которые были замечены на горнолыжном курорте Вудьявр ослабили бдительность и наполнили меня оптимизмом на тему импортозамещения и верой в лучшее. Так же было реально интересно какой он русский юг потому как в последний раз на летнем море я был в 83 году (или около того) в Сочи. Ну и было очень интересно проехать на машине по России. Идея путешествий по России меня давно манит, но то времени нет, то некуда, то незачем. И вот, решили и сделали.

Я решил не описывать свой опыт в формате статей потому, что не считаю его пока экспертным. Это первое автопутешествие по России и делать существенные выводы я могу пока только в сравнении с Европой. Там опыта уже более чем достаточно. Это первый выезд на кайт-покатушки и тоже сравнивать кроме как с Питером не с чем. И потому я решил ограничиться просто описанием в формате блога того как оно прошло это путешествие. Тем более, что эмоций и мыслей более чем много и хочется ими поделиться.

Предисловие.

Идея поехать родилась быстро и спонтанно и реализовывалась стремительно потому как в ней было много аспектов которые манили. Было интересно проехать по России, посмотреть импортозамещение в сфере туризма и отдыха на море, хотелось изучить что представляет из себя сервис кайт-спотов.

Выбор поездки на машине был обусловлен многими факторами кроме того, что просто хотелось попробовать данный вид туризма именно в России. Так же было много вещей. Кайты хоть и легкие, но объемные, плюс доски, плюс всякие мелочи которые хочется взять. Посмотрев по карте расстояние 2200 км мы ничуть не напугались потому как для нас это нормальное расстояние. До Альп от нас 2400 и за 2 дня мы легко всегда это проезжали. Было понимание, что туда поедем в два водителя и будет легче.

Логика выбора места размещения была такой: жить на кайт-споте не хотелось чтобы не быть заложниками отсутствия инфраструктуры. Хотелось иметь доступ к ресторанам и прочим радостям жизни. Подозрения о том, что ветер будет не каждый день были точно, хотя все сайты о Благовещенской уверяли, что дует постоянно и каждый день. Наличие машины позволяло выбирать место размещение в радиусе 30 км от спота. И мы выбрали Витязево. От него одинаково близко и до Анапы и до Благи и цены на жилье очень гуманные. Отель забронировали просто через Букинг. Описание, фотографии и подача нас очень порадовали. Предоплату не взяли и мы радостно стали ждать выезда. За несколько дней начались настойчивые звонки из отеля с просьбой оплатить аванс. Договориться оказалось легко и ничего платить не пришлось. Просто сказали, что точно приедем, успокоили хозяина и он успокоился.

Главным вопросом было: какого размера кайт брать? Изучая Интернеты по вопросу катания в Благовещенской я так и не понял какое там катание преобладает и какой ветер дует и решил, что раз я еду на море то надо ориентироваться на морское катание и морской ветер. А это значит, что кайт 7 кв.м. будет мне более чем достаточен. Но, раз я еду на машине, то я не ограничен в багаже и я решил взять все кайты которые есть: 5, 7, 9, 10 ну и 12 на всякий случай. На 12-том я не катался в Питере уже как года два потому как на наш ветер такого кайта многовато. Но, решил взять на всякий случай.

Дорога.

Первый день дороги усложнялся тем, что мы выезжали в пятницу. До Москвы 7 часов хода и сразу стало понятно, что мы попадаем в дачников. Никак не сложить логистику так, чтобы в Москве оказаться не попадая в трафик и так чтобы можно было продолжать движение после Москвы. Потому как до Москвы 700 км, а план на день 1100. 300 км надо ехать полюбому. Иначе дорога займет три дня, а этого совсем не охота. Объехать Москву никак не виделось возможным и потому мы просто выехали рано утром и поехали. Дорога до Москвы хорошо известна и понятна. Мы не стали мудрить и поехали по всем платным участкам: В.Волочек и Солнечногорск. По цене дороги обошлись в 260 рублей и 450 рублей. Мы привыкли к платным дорогам в Европе и они нас не шокируют.

Москва оказалась самым проблемным участком пути. На МКАД тупо простояли в пробке более 3-х часов. Причина пробки совершенно не ясна, но объехать ее не смогли никак. Отстояли, измотались, выбеселись, но проехали. Далее старались нагонять время, что было не сложно. Москвичи на дачи едут бодро, да и дорога нормальная более чем.

Через некоторое время дорога М4 Дон стала платной. Точнее, на ней начали возникать платные участки. Цена за участок небольшая: 35, 60, 120, 80... рублей. Вроде дешево, но количество участков бесконечное. В итоге дорога получилась по сумме около 1000 рублей. 


Сбор оплаты происходит оперативно и очередей нет, проезжали лего. Платили и картами и наличкой - проблем нет. Дорога порадовала очень. Никак не ожидал, что будет такая хорошая дорога. Две полосы в каждую сторону с разделительной. 

Изображение удалено.
Народ едет по ней достаточно организованно и движение получается очень эффективным и неутомительным. Не надо ни обгонять ни разгоняться ни тормозить. Можно ехать только педалью газа на пятой передаче. Скорость движения 110-130 км/ч.

Ночевали в отеле в Задонске. Отель помог найти опыт польской дороги А2. Видимо платную дорогу построили не так давно и вокруг нее еще не успели построится мотели. Такая же история в Польше на платной дороге А2. Искать отели надо на соседней старой бесплатной дороге. Там их море. МЫ съехали на бесплатную дорогу и в первом же городке Задонск заехали в отличный отель за 1200 рублей за двоих. Завтрак обошелся еще в 260 рублей.

Второй день принес много приятных открытий. Дорога так и продолжала быть отличной до Ростова на Дону. Начиная с Липецкой области, то есть почти сразу после начала движения на второй день, порадовало количество сельхоз полей. Все вокруг распахано, ухожено, засеяно. Ожидали мы увидеть бурьян и разруху, а нет, все в идеальном состоянии и сельское хозяйство живет и работает. 


Вообще как только кончилась московская область жизнь как-то сразу изменилась. Реклама на щитах с "купи Бентли - ВАЗ в подарок" сменилась на "Купи новинку от Ростсельмаш - комбайн НИВА!!!". Куда то делись понты, а настроение вокруг какое то реально патриотическое и доброе. Вот даже вот такие оазисы ностальгии по СССР встречаются:


В общем настроение было отличным и ощущения от России очень приятные и позитивные. Очень меня порадовало все что мы проехали и все что увидели. Заправки, кафе, мотели, сервисы - все очень приличное, приветливое, недорогое и приятное. Глобальной разницы по уровню с Москвой я не заметил. То есть, жизнь в России есть не только внутри МКАД. Всем скептикам сидящим в городах и пишущим в соцсетях о том что, в России разруха и нищета я настоятельно советую проехаться и посмотреть самим как там оно и что. 


ГиБДД не трогало нас вообще, хотя было заметно его присутствие, но никто не цеплялся и проблем не создавал.

Вот так весело и приятно мы ехали до границы с Краснодарским краем. Сразу с границы мы поняли, что въезжаем в другой мир. На дороге пост ГиБДД наполненный инспекторами у которых процесс досмотра машин поставлен на поток - огромная парковка в которую набивают машины и там их шмонают. На границе с Финляндией меньше шмонают чем тут. Что ищут не понятно. Нам удалось проехать без остановки. Далее Инспектора на каждом шагу с радарами. При этом ограничения скорости выходят за все рамки логики: на прямом ровном просматриваемом участке сплошная линия и ограничение 40, ну и ГиБДД в кустах. После съезда с М4 дорога до Витязева по асфальту приличная, но ехать ее очень сложно: ГАИшники, постоянное напряжение по ограничениям, регулярные заторы и пробки, ну и сам стиль вождения у машин 23 и 123 региона совсем ненормальный - редкие джигиты. В итоге приехали на место часов в 10 вечера. и заселились в отель.

Витязево.

Совершенно стандартный курортный город: берег моря к которому идет улица вокруг которой располагаются всякого рода заведения. Мы таких городков в Европе напосящались многое множество раз. Но... Витязево совершенно не такой же город как аналоги в Европе.

Можно бесконечно долго описывать как там все сделано и что с сервисом, но это все не интересно и бесполезно. Можно все описать просто одной фразой - местное население не имеет ни малейшего представления о том, что такое сервис, что такое работать, что такое люди и как к ним надо относиться. Элементарно попить кофе из чашки - проблема. Купить нормального вина - проблема. Обслуживание в кафе это просто кошмар. Тут совершенно не в курсе о том, что есть подносы на которые можно поставить сразу несколько тарелок и чашек и принести все за один раз вместо того чтобы бегать с каждой тарелкой по отдельности... Сам город совершенно не готов к приему отдыхающих: электрических мощностей не хватает и или света нет вообще, или мощности не хватает ни для работы кондиционеров, ни для работы холодильников, ни для работы плит на кухнях в ресторанах. В итоге едим шашлык приготовленный на углях и запиваем теплым пивом. Все как в песне Шнурова про Сочи. Ну, а мыть туалет это совсем ниже достоинства гордых местных и потому перед входом в туалет в кафе рекомендуется затыкать нос чем угодно и посильнее. За 14 дней в отеле даже не пытались ни убирать номер, ни менять белье, а на просьбу заменить полотенца без единой тени смущения сказали: "у вас же в душе есть тазик - постирайте и они будут чистыми". Местным не интересно ничего строить, улучшать и создавать. Им намного интереснее сидеть целый день на трасс с табличной "Сдаю жилье" и ничего не делать. Букинг? Не, не слышал.

Катание.

О том, что в Благе дует совсем не всегда мы поняли сразу. Первую неделю не дуло вообще и мы просто болтались по пляжам во всей округе. Пляжей много, но все они платные. Значит ли это, что они такие же как и платные пляжи в Европе: с шизлонгами, чистым песком, с кафешками в которых холодные коктейли... Нет. Не значит. Это значит только то, что для въезда на пляж надо платить и все. Дальше все как обычно: мусор, дерьмо, вонь и тина. И кафе Шаурма с теплым пивом потому что электричества нет или с холодным пивом, но ревущим генератором который питает холодильник.


Катание в Благе происходит на косе. Коса это узкая перемычка разделяющая море и лиман. Лиман это залив или, скорее, озеро с морской водой, но стоячей, не проточной и мелкой. На вторую неделю начал дуть ветер и мы начали знакомится с кайт-бордингом в Благе.

Мои предположения о том, что я еду кататься на море, на сильный ветер и на хрошую волну разрушились сразу. Ветер с моря тут почти не дует, а если и дует то очень слабый. А кататься при ветре с берега на кате не безопасно - случись что и тебя просто уносит в море и либо ты улетаешь совсем или отстреливаешь кайт и он улетает навсегда. Никаких спасателей в Благе нет вообще. Ни с лодкой, ни без. Если бы была спасательная лодка, то кататься при ветре с берега можно надеясь на то, что лодка спасет и тебя и кайт, но если ее нет, то лучше не кататься. Ветер в Благе дует с лимана и потому все катание происходит на лимане.

Вода в лимане очень теплая, почти недвижимая и совершенно не проточная. В лиман стекают все удобрения с окрестных полей. Запах у лимана очень сильный и противный. Вода мутная и далеко не чистая.


Дно крайне не приятное и совершенно непонятной консистенции: то ли глина, то ли дерьмо смешанные с травой. Берег частично песчаный, но по большей части заросший травой.


Явно выраженного пляжа нет совсем. Кусочки с песком настолько малы, что простора нет совсем. Сборка кайта, взлет и посадка проходят в очень стесненных условиях и требуют внимательности. 


Кроме всех данных прелестей есть еще интересная история - в воде водятся какие-то мутанты-криветки-рачки. Это маленькие твари похожие на криветок и больно кусающие. Я сначала не мог понять зачем все инструктора при жаре +35 и при теплом лимане катаются в гидрокостюмах. Но, однажды меня знакомая которая ездила с нами попросила немного с ней позаниматься и мне пришлось стоять в воде и... Я не смог. Меня зажрали так, что я пулей вылетел из воды и больше не ходил туда без кайта.

В итоге, я могу назвать катание в Благе не морским, а озерным. Тут нет ничего чем характерно морское катание. Волны нет, ветер совершенно континентальный. Бывает, что дует сильно, но в основной массе катались на 12-том кайте. Который взяли на всякий случай. Новичкам которые только начинают кататься ту может быть хорошо: волна не мешает, мелко везде, ветер слабый и ровный. Но, тем кто уже катается тут делать нечего вообще.

Итого

В целом, ощущения от поездки, не смотря ни на что позитивные. Очень порадовала дорога и Россия. Все что до Кубани все порадовало. Кубань тоже порадовала потому как объяснила мне многие ранее непонятные вещи. Например, мне стало понятно почему курорт Роза-Хутор нравится россиянам. Теперь понятно. Да, там просто чумовой сервис. Да во всем Сочи чумовой сервис. Уверен, что если и в Анапе отогнать местных от сервиса и его настроят приезжие специалисты то он и в Анапе появится. Но, меня этот вопрос не волнует потому, что я понял, что курс Евро, все же не настолько вырос, чтобы отказаться от Европы в пользу нашего юга. Там где сервис есть там получается дороже чем в Европе, а там где сервиса нет туда ехать не хочется. Тем более, что по расстоянию получается так же. Думаю, что второй выезд на русский юг будет еще лет через 10.

Но, считаю, что поездка была полезной и интересной и всем рекомендую.