Очередной лыжный салон в Москве прошел

Как говорят: XXIII салон прошел. Как ему и полагается - прошел мимо меня. Иного быть не могло потому как данное мероприятие не имеет ко мне ни малейшего отношения ни по формату, ни по смыслу, ни по тематике. При том, что я, как бы горными лыжами то занимаюсь. Как же так? Для меня салон не является профессиональным мероприятием, но, все же, он мне интересен как индикатор состояния индустрии.

Если вы были на салоне то вы точно поймете о чем речь, если не были то вам для понимания того, что там происходит достаточно знать, что на этот салон горные лыжи представила только одна компания. Одна!!! На весь всероссийский салон!!! То есть, ознакомиться с инвентарем, при всем желании, на салоне невозможно. Туристическую индустрию скудно представлял горнолыжный курорт "Роза-Хутор" - богатое информационное предложение, не правда ли?

У каждого здравомыслящего человека возникает логичные и ожидаемый вопрос - нафига? Нафига он проводится каждый год без изменений и кто, в таком случае, на него ходит и для чего? Притом, что на фотках с салона которые пачками пролетают в аккаунтах "экспертов" индустрии всегда полно народу со счастливыми лицами?А давайте разберемся.

В рынке как и в игре правила игры можно прочитать если они где-то написаны, а можно определить по поведению игроков. Так вот салон это просто игровая площадка горнолыжного рынка по поведению на которой можно составить представления о правилах игры в данном рынке.

Салон как и вся горнолыжная индустрия не имеет никакого отношения к потребительскому рынку. Вы, как конечный потребитель лыж и всего что с ними связано на салоне никому не нужны и вам там никто ничего показывать не собирался. Если мы предполагаем, что салон это выставка то такого рода выставки проводятся для специалистов и работают в формате B2B. То есть: компании ищут партнеров. Так работают все выставки в мире. ISPO работает так же. Но, в отличии от ИСПО, на которой реально представители магазинов и дилерских компаний ищут партнеров среди поставщиков оборудования, в России никто не ищет никаких партнеров - все партнеры давно известны, да и представителей производителей в России или нет, или они точно никого не ищут работая с "избранными" и точно понимают, что новых игроков на рынке не появляется. А откуда им появляться если рынок закрытый и условия работы на нем построены так чтобы максимально сохранять безконкурентную среду работы: у нас представители производителей не стремятся развивать рынок, а наоборот стремятся ограничить конкуренцию и представлять управляемые бренды единолично - никому не нужны ни дилеры, ни партнеры. Зачем же тогда и кто собирается на салоне?

Салон это не выставка, а "сходняк" и собираются на него люди работающие в индустрии. Зачем? Для того чтобы "перетереть" и обсудить планы на сезон, попробовать договориться внутри себя как и кого они будут "иметь" в новом сезоне: кто, куда, кого и сколько повезет и что можно кому "впарить" под это дело и кого надо "мочить", а кого "разводить". Вот и все вопросы которые там обсуждаются. Все это происходит под бесконечное само-восхищение и само-любование с обильными воспоминаниями того как "ну мы то были..." Без этого никак нельзя. Не занимаясь ничем практичным и полезным прославить себя можно только по правилу басни Крылова "кукушка хвалит соловья за то, что хвалит тот кукушку".

Вот и вся суть салона. И другой не было и не будет. Хорошо это или плохо?

С точки зрения нас обычных потребителей индустрии - это ужасно! Потому, что такой формат салона полностью уничтожает значение потребителя в этом рынке: наше мнение никак и никого не беспокоит, за наше внимание никто не борется и наше мнение никого не интересует - за нас все решат "эксперты" на салоне. И такое положение дел на салоне не является никакой ошибкой. Это исторически сложившийся принцип работы российского горнолыжного бизнеса который зародился в 90-тые и стиля работы не меняет. Не было и не может быть никакой конкуренции при такой модели бизнеса и при таких салонах.

Что делать? Ничего. С этим ничего не сделать. Оно в таком формате будет существовать ровно до тех пор пока будет окупаться и пока не появятся нового формата бизнес-модели которые будут ориентированы на конструктивное и конкурентное ведение бизнеса. Естественно, существующие "эксперты" будут активно бороться с такими новыми элементами обсуждая на салоне списки жертв и методы борьбы с ними, чем они всегда там и занимались. Но, с развитием рынка и конкуренции текущая система рынка все равно вымрет. Она существует только потому, что нормального рынка и нормального потребления в данном индустрии пока нет. Поэтому нам, обычным потребителям, ничего делать с текущей ситуацией не получится нам надо строить новую самим - вдумчиво и осознанно выбирать что и у кого покупать и за сколько и как. Наш выбор и будет определять дальнейшее развитие индустрии. Если мы будем руководствоваться при выборе товаров мнениями троллей на "прикормленных" форумах, то тролли и будут развиваться в индустрии и управлять ей, если будем руководствоваться мнением практиков то развиваться будет практическая составляющая рынка.

К чему это я? К тому, что такие мероприятия как лыжный салон очень ярко демонстрируют нам то, что происходит в индустрии и по ним те кому не все равно что происходит могут ориентироваться в действительности. Не надо быть гением, чтобы понять, что горнолыжная индустрия в России развивается совсем не по законам рынка из теорий экономики, а по своим искусственно созданным правилам. Пока так. Как будет дальше будем смотреть.

Другие заметки:

Эволюция лыжной индустрии.

Мне частенько на фоне моих тестов и обзоров приходят провокационные вопросы типа: "как же так, вот вы писали что лыжи хорошие, а теперь пишите, что не хорошие, как же это понимать, почему так?".


Powder magazine фсё...

Не скажу, что новость о том, что закрывается один из известнейших горнолыжных журналов меня сильно тронула или расстроила, но она точно не была для меня радостной.